Рамана Махарши

Беседы с Махарши т2

к нему.

М. Если вы сначала познаете свое Я, то затем сможете обнаружить, как далеко находится другой. Кем вы являетесь сейчас? Вы — личность?

П. Да, я — личность.

М. Эта личность независима отАтмана?

П. Иногда.

М. В какое время?

П. Я хочу сказать, что иногда имею некоторые проблески реальности, а в другое время их у меня нет.

М. Кто воспринимает эти вспышки?

П. Я. Я имею в виду свою личность.

М. Эта личность сознаёт себя отдельной от Атмана?

П. Который есть Л?

М. Кого вы считаете личностью?

П. Низшее "я".

М. Тогда я хочу спросить, воспринимается ли это низшее "я"

независимо от Высшего Я?

П. Да, временами. М. Кто чувствует, что она вдали от учителя прямо сейчас?

П. Высшее Я.

М. Разве Высшее Я имеет тело и говорит, что учитель вдалеке от Него? Говорит вашим ртом? Разве вы отделены от Высшего Я?

П. Можете ли вы любезно посоветовать мне, как научиться сознавать то, что я делаю, даже будучи без тела, как в глубоком сне?

54

Беседы с Шри Романой Махарши

Беседы 1937 года

55

М. Сознавание — это ваша природа. В глубоком сне или при бодрствовании оно одно и то же. Как оно может быть обретено заново?

П. Но я не помню, что и как я делала в своем глубоком сне.

М. Кто говорит: "Я не помню"?

П. Я говорю это сейчас.

М. Вы тогда были той же самой. Почему вы не говорили так в глубоком сне?

П. Я не помню, что говорю во сне без сновидений.

М. В бодрствующем состоянии вы говорите: "Я знаю, я помню". Та же личность говорит: "Я не знаю — я не помню, что было в глубоком сне". Почему этот вопрос не поднимается в том сне?

П. Я не знаю, что происходит в нём. Вот почему я сейчас и спрашиваю.

М. Этот вопрос затрагивает фазу глубокого сна и должен был подняться там. Он не касается фазы бодрствования, и для этого вопроса нет очевидной причины.

Дело в том, что в глубоком сне у вас нет ограничений, и вопросы не возникают. Тогда как сейчас вы вводите ограничения, отождествляете себя с телом, и вопросы такого сорта поднимаются.

П. Я понимаю это, но не могу осознать этого (т. е. единства в многообразии).

М. Поскольку вы пребываете в многообразии, то говорите, что понимаете единство — что имели проблески и т. п.; вы считаете это многообразие реальным. С другой стороны, Единство есть реальность, а разнообразие — ложно. Это разнообразие должно уйти прежде, чем единство откроет себя — свою реальность. Оно всегда реально. Оно не рассылает проблески своего бытия в этом ложном многообразии. С другой стороны, это разнообразие заслоняет истину.

Здесь еще несколько геловек подклюгились к разговору.