Рамана Махарши

Беседы с Махарши т2

то же самое.

П. Но я нахожу некоторое различие в толкованиях Высочайшей Истины.

М. Толкования выполнены умом. Умы различны, а потому и толкования несходны.

П. Я собиралась спросить, почему провидцы выражают себя по-разному?

М. Выражения могут отличаться в соответствии с природой искателей. Они предназначены для того, чтобы руководить искателями.

П. Один провидец говорит в терминах христианства, другой — ислама, третий — буддизма и т. д. Это вызвано их воспитанием?

М. Каково бы ни было их воспитание, их переживание то же самое. Но способы выражения отличаются согласно обстоятельствам.

596. Посетитель спросил: Шри Бхагаван сказал прошлым вечером, что Бог ведёт нас. Почему же тогда мы должны предпринимать усилие, чтобы сделать что-либо?

М. Кто просит вас делать так? Если бы здесь была та вера в руководство Бога, этот вопрос не возник бы.

П. То, что Бог руководит нами, — это факт. В чём тогда польза от тех инструкций, что получают люди?

М. Они предназначены тем, кто ищет инструкций. Если вы тверды в своей вере в руководство Бога, держитесь его и не интересуйтесь тем, что случается вокруг вас. Более того, там могут быть счастье или горе. Будьте равно безразличны к обоим и пребывайте в вере в Бога. Это произойдёт только тогда, когда сильна вера человека в заботу Бога обо всех нас.

Г-н Чопра спросил: Как мне обрести такую твёрдую веру?

М. Совершенно верно. Твёрдая вера необходима тем, кто хочет получать наставления. Есть люди, ищущие свободу от несчастий. Им говорят, что Бог руководит всеми и поэтому нет нужды беспокоиться о том, что происходит. Если они принадлежат к лучшему типу искателей, то сразу принимают это и твёрдо держатся веры в Бога.

Но есть и другие, которые не так легко убеждаются в истине просто голого утверждения. Они спрашивают: "Кто такой Бог? Какова Его природа? Где Он? Как Его можно постичь?" и т. д. Для

того чтобы удовлетворить их, необходима интеллектуальная дискуссия. Делаются утверждения, обсуждаются "за" и "против", и истина, таким образом, становится ясной интеллекту.

Когда предмет обсуждения понят интеллектуально, серьёзный искатель начинает применять его практически. Он вопрошает каждый момент: "Для кого присутствуют эти мысли? Кто я?" и т. д., пока не укрепится в убеждении, что Высшая Сила направляет нас. В этом — твердость веры. Тогда все его сомнения рассеяны и он не нуждается в дальнейших инструкциях.

П. Мы тоже обладаем верой в Бога.

М. Если бы она была тверда, то вопросы бы не возникли. Человек останется совершенно