Рамана Махарши

Беседы с Махарши т2

тела для беспрепятственного проведения исследования. Далее они выступают за такое продление жизни, чтобы исследование можно было довести до успешного конца. Вдобавок они с той же целью используют некоторые лекарства [кая-кальпа]. Их излюбленный пример таков: холст должен быть совершенным, прежде чем начнётся процесс живописи. Верно, но где здесь холст и где процесс

1 Произведение Шри Шанкарачарьи. Русский перевод Д. Б. Зильбермана

- "Незаочное постижение" — впервые опубликован в журнале "Вопросы

философии" (1972, № 5).

2 Скорее всего, собеседник Шри Бхагавана не совсем адекватно истолковал текст Шанкары. Вот что говорится, например, в шлаках 112—116: "То положенье, в каком хорошо о Брахмане думать, называют асана — но не то, в каком неудобно. Сиддха — исток всего бытия, незыблемая основа. Поза для совершенных известна как сиддха-асана. Всех существ корень, а также корень владенья рассудком — мулабандха: она уместна всегда и годится для раджа-йогинов. Равновесие членов известно как растворение в Брахмане. Без него — не равновесие, а твёрдость древа сухого. Обративши взор в познанье, видят, что весь мир есть Брахман. Этот взор лишь благотворен, а невзгляд на кончик носа".

340

Беседы с Шри Романой Махарши

Беседы 1939 года

341

писания картины? Согласно хатха-йогинам, тело — холст, а исследование А т м а н а — живопись. Но разве само тело не является рисунком на холсте, А т м а н е?

П. Но о хатха-йоге так много говорят как о помощи.

М. Правильно. Даже знаменитые пандиты, очень сведущие в Веданте, продолжают практиковать её. Иначе им не утихомирить ум. Поэтому вы можете считать её полезной для тех, кто не способен успокоить ум другим способом.

П. Говорят, что сагуна упасана (почитание личного Бога) является несовершенной. Также говорят, что ниргуна упасана (преданность безличному) тяжела и опасна. Я пригоден только для первого. Что мне делать?

М. Имеющее качества [сагуна] в конце концов погружается в бескачественное [ниргуна]. Сагуна очищает ум и приводит его к этой конечной цели. Страдающий, искатель знания, ищущий выгоды — все они дороги Богу. Но джняни есть Истинная природа Бога.

620. П. "Не это — не это". Здесь поучение искателю. Ему говорится, что А т м а н есть Высочайшее. Как Его обнаружить?

М. Об А т м а н е говорится, что Он — тот, кто слышит, мыслит, познаёт и т. д. Но это не всё. ОН также Описан как ухо уха, ум ума и т. д. И какими же средствами познать познающего?

П. Но это не говорит, чем является А т м а н.

М. "Не это — не это".

П. Здесь только негативный