Рамана Махарши

Беседы с Махарши т2

Этот низший ум существует отдельно от высшего ума? Он независим от высшего?

П. Царство Божие принес на землю Иисус Христос. Я рассматриваю Его олицетворением этого Царства. Я хочу, чтобы каждый постиг то же самое. Он сказал: "Я голоден голодом других людей" и т. д. Взаимное участие в удовольствии и страдании есть Царство Божие. Если это Царство станет вселенским, то каждый человек будет чувствовать себя единым с остальными.

М. Вы говорите о различиях между низшим и высшим умами, удовольствиях и страданиях. Что происходит с этими различиями во время вашего глубокого сна?

П. Но я хочу быть полностью пробуждённым.

М. И это — ваше состояние полного пробуждения? Нет. Это только некое сновидение в вашем долгом сне. Все спят, видя во сне этот мир, и вещи, и действия.

П. Это всё отвечает Веданте, я ею не пользуюсь. Существующие различия — не плод воображения. Они несомненны. Тем не менее, что такое настоящее пробуждение? Может ли Махарши сказать нам, каким он его находит?

М. Настоящее пробуждение лежит за пределами трех состояний: бодрствования, сна со сновидениями и сна без сновидений.

П. Я по-настоящему пробужден и знаю, что не сплю.

М. Настоящее пробуждение лежит за пределами уровня различий.

П. Каким же тогда является состояние мира?

М. Разве мир приходит и говорит вам: "Я существую"?

П. Нет. Но люди в мире говорят мне, что мир нуждается в духовном, социальном и моральном обновлении.

М. Вы видите мир и людей в нём. Они — ваши мысли. Может ли мир существовать отдельно от вас?

198

Беседы с Шри Романой Махарши

Беседы 1938 года

199

П. Я вхожу в него с любовью.

М. Но прежде чем входить таким образом, вы стоите поодаль?

П. Я отождествлен с ним и всё-таки остаюсь отдельным. Сейчас я пришел сюда спрашивать Махарши и слушать его. Почему он задает мне вопросы?

М. Махарши ответил. Его ответ означает: Настоящее пробуждение не предполагает различий.

П. Может ли такое осознание стать всеобщим?

М. Где в нём различия? В этом Осознании индивидуумов нет.

П. Вы достигли цели?

М. Цель не может быть чем-то отдельным от Я; она не может быть и чем-то достигаемым сызнова. Иначе такая цель не могла бы оставаться постоянной и вечной. То, что появляется по-новому, также исчезнет. Цель должна быть вечной и находиться внутри. Найдите её в себе.

П. Я хочу знать Ваше переживание.

М. Махарши не ищет просветления. Последний вопрос не принесёт пользы тому, кто спрашивает. Осознал я или нет, как это влияет на него?

П. Не так. Опыт каждого человека несёт в себе человеческую