Рамана Махарши

Беседы с Махарши т2

из Андхра-Прадеш, разговаривал со Шри Бхагаваном.

М, Вы не можете понять состояние джняни, пока сами не обретёте джняну. Бесполезно спрашивать, как действует и отдыхает Ишвара. Некоторые спрашивают, почему Шива пошёл обнажённым в лес Дарука и нарушил девственность жён мудрецов [риши], живших там. Пураны, в которых записано это происшествие, говорят также, что Шива ещё раньше спас дэвов и вселенную, выпив яд халахала во время пахтания океана1. Тот, кто мог спасти мир от смертельного яда и вести мудрецов к Освобождению, также блуждал обнажённым среди их женщин. Действия просветлённых непостижимы обычными интеллектами. Человек должен быть джняни, чтобы понять джняни или Ишвару.

П. Значит нам не следует изучать образ жизни джняни и подражать ему?

М. В этом нет пользы. Васаны имеются четырёх сортов: 1) чистые [шуддха], 2) нечистые [малина], 3) смешанные [мадхъя] и 4) хорошие [cam]; соответственно и джнянины бывают: Высочайший [варишта], наилучший [ворья], лучший [вара] и хороший [вит]. Их плоды созревают тремя способами: 1) нашей собственной волей [ceevca]; 2) по воле других [napevca] и 3) непроизвольно [анигха]. Джнянины бывают похожими на Гаутаму, Вьясу, Шуку и Джанаку2.

1 См. Темкин Э. Н., Эрман В. Г. Мифы древней Индии. М.: Наука, 1982.

С. 63-66.

2 См. Глоссарий.

88

Беседы с Шри Раманой Махарши

Беседы 1937 года

89

П. Значит, Вьяса тоже был джняни?

М. Да, конечно.

П. Почему же тогда купающиеся ангелы оделись, когда он появился перед ними, а не тогда, когда проходил Шука?

М. Тот же самый Вьяса послал Шуку к Джанаке за наставлением; Шука прошёл испытание у Джанаки и в конце концов возвратился убеждённым в величии Вьясы.

П. Джняна является тем же, что и арудха [достижение]?

М. Она такова.

П. Как соотносятся бхакти и джняна?

М. Вечное, непрерывное, естественное состояние есть джняна. Разве это не подразумевает любовь Я? Разве это не бхакти?

П. Почитание изваяний не представляется хорошим. В исламе почитают бесформенного Бога.

М. В чём состоит их понятие о Боге?

П. Как имманентный и т. д.

М. Разве даже и в этом случае Бог не наделяется атрибутами? Форма — это только один вид атрибута. Человек не может почитать Бога, не имея некоторых представлений. Любая бхавана предполагает Бога с атрибутами [сагуна]. Более того, в чём польза от обсуждения формы или бесформенности Бога? Выясните, имеете ли вы форму. Тогда вы сможете понять Бога.

П. Я допускаю, что не имею формы.

М. Хорошо. Вы не имеете формы в глубоком сне, но в бодрствующем состоянии отождествляете себя с формой. Поймите, что