Кураев А

ХРИСТИАНСТВО НА ПРЕДЕЛЕ ИСТОРИИ

слово о том, насколько богословски глубже и человечнее православное почитание иконы, нежели протестантское иконоборчество, - не будет привлечен к ответственности за "пропаганду фашизма"? А если священник скажет, что христианину нельзя ходить на уроки тантризма и на сеансы пробуждения "силы кундалини", - арестовывать, очевидно, надо будет прямо на месте?!

Именно с таким пониманием ст 3,6 "Закона о свободе совести и религиозных объединениях" ("Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести с пропагандой религиозного превосходства запрещается и преследуется в соответствии с федеральным законом") я столкнулся 1 ноября 2000 года в Элисте (столице Калмыкии - единственной европейской территории, где преобладают буддисты). В той своей лекции я мимоходом упомянул об истории буддизма: после того, как в VIII веке буддизм был изгнан из Индии, он закрепился у наиболее отсталых народов Азии - в Тибете, Монголии, затем у некоторых шаманистских народов южной Сибири... Тут же некая дама поделилась своим возмущением перед залом: "Как заместитель министра культуры Калмыкии я заявляю, что Вы нарушаете закон о свободе совести! В нем запрещено проповедовать превосходство одной религии над другой! Вы не имеете права называть калмыков отсталыми!"96. Если бы этому вице-министру еще побольше власти и побольше самоуверенности - то ведь можно было и до оргвыводов дайти... Я и не сомневаюсь, что в новом столетии насадители государственного язычества до них дойдут97.

В принятом в 1997 г. российском "Законе о свободе совести и религиозных объединениях" есть и иные статьи, таящие в себе серьезную угрозу. Так, ст. 3,5 статья гласит: "Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к участию или неучастию в богослужениях". При желании эту статью можно истолковать так: в православный храм придет кришнаит и пожелает принять Причастие. Если священник спросит его "Како веруеши" - он сможет процитировать Закон: "Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии". А если священник все же не допустит его к Причастию - он может продолжить цитату: "Никто не вправе принуждать к неучастию в богослужении". А затем - подать в суд. Суд установит, что священник нарушал Закон не по своему собственному желанию, а потому, что так предписывают правила Церкви... И вот уже имеются основания для запрета деятельности всей Православной Церкви. Конечно, Дума принимала этот Закон без мысли о гонениях на Православие. Но