Кураев А

ХРИСТИАНСТВО НА ПРЕДЕЛЕ ИСТОРИИ

прибегать301. Искать Христа и жить Им302. От болезни ведь лечатся не тем, что мнительно высматривают ее признаки, а тем, что принимают лекарство и держат себя в тепле303. И если Христос будет в нас, то что нам тогда до всего остального?

Потому и юродствует старец Николай с острова Залит, когда его спрашивают об ИНН: " - Что это? - По поводу этого индивидуального номера, о котором сейчас все спорят. - А какой это номер? Что это такое? - Это налоговый номер, который дается каждому человеку сейчас. - Ах, вот как?..- Говорят, что это печать антихриста... - Нет, нет, нет, нет. - Что "нет"? - Это не печать антихриста. - Опасности для души в этом Вы не видите? - Нет. Пьянствовать, лениться, не трудиться - вот это грех. Это не надо. А что надо - работать. Я не знаю, что это - ИНН... Нет, мои драгоценные я ничего не знаю... Я не знаю, я никогда не слышал об этом".

Вряд ли эти слова о.Николая надо понимать буквально. Речь идет о духовном вразумлении: старайтесь узнать Христа; не затмевайте свой духовный взор разглядыванием тьмы или же пустых слухов...

Первоначальные христиане оттого и умели жить так радостно посреди гонений, что искали Христа, а не выискивали происки врагов. Оттого и свидетельствовал Климент Александрийский: "Для нас вся жизнь есть праздник. Мы признаем Бога существующим повсюду... Радость составляет главную характеристическую черту церкви" (Строматы 7,7 и 16). А про нас разве можно сегодня сказать нечто подобное? Так право-славны ли мы? Почему страх, угрюмость, озабоченность сегодня свойственны выражению наших лиц, а отнюдь не радость? Не оттого ли, что мы разучились радоваться Христу (Боже, как скучно встречала православная Россия 2000-летие Рождества Христова!), мы стали бояться Его врага?

В "Отечнике" повествуется, как однажды старец Иоанн спросил демонов: "Чего у христиан вы больше всего страшитесь?" - "Воистину вы имеете три великие вещи, - отвечали они. - Одну вы носите на шее; другая - это то омовение, что вы получаете в храме; и третья - это то, что вы едите на литургии". Иоанн снова спросил: "Но чего из этих трех вещей вы страшитесь больше всего?" - "Если бы вы бережно сохраняли то, от чего вы вкушаете в Причастии, - отвечали они, - ни один из нас не был бы властен причинить какой бы то ни было вред христианину"304. Итак, не мы должны бояться демонов, а они нас - ибо у нас есть то, что страшит их305.

Вслушаемся в наставления преподобного Антония Великого, переданные святым Афанасием Великим: "Где знамение крестное, там изнемогает чародейство, бездейственно волшебство"306.