Кураев А

ХРИСТИАНСТВО НА ПРЕДЕЛЕ ИСТОРИИ

с. 428) "вооружила против него почти всех епископов, воспитанников Духовных академий" (Там же, с. 434), но в публичные декларации и полемику это несогласие все же не вылилось. Вот еще церковный голос из того времени: "Духовенство о крестьянском вопросе выражает свои мысли устами архиереев при открытии и закрытии комитетов [по освобождению крестьян - А. К.]. Но Григорий, Калужский епископ, получил замечание за свою речь, в которой раскрывал христианский взгляд на рабство. Многих из священников тяжко осудили за поучение о сем предмете, называя их вызовом к бунту. Христианское учение так противоположно бывшим узаконениям, что его можно пред помещиками излагать, а не крестьянами. Был же один член высшей тайной Цензуры, который хотел запретить Евангелие потому, что оно будто бы учит социализму. Действительно, осторожно нужно говорить, ибо простой народ не поймет всего, схватится за слово свободы, такое ему отрадное, а о чужой собственности не подумает. Духовенство всегда у нас являлось защитником угнетенных. Но Митрополит сострил о голосе древней церкви. Что за голос древней церкви - голос каторжного?" (Переписка проф МДА П. С. Казанского с А.Н. Бахметовой. Письмо от 4.3. 1859 // У Троицы в Академии. 1814-1915. М., 1914, с.512).

479 Старообрядческое резюме святоотеческой эсхатологии: "Итак, внешними обстоятельствами для воцарения над миром антихриста, по учению Отцов Церкви, должны стать анархия и безначалие в государствах, восставших из Римской империи" (Памятка для православного христианина о последнем времени (к вопросу об ИНН). Новосибирск, 2001, с. 15.), то есть - если приурочить эти события к сегодняшним реалиям: антихрист появится при условии анархии в ... нынешней "Шенгенской зоне" (ибо именно она более всего соответствует очертаниям былой Римской империи).

480 Гордеев К. Посланники тьмы. // Сербский Крест. № 29 (78), май. 2002, с.2.

481 Свящ. Геннадий Емельянов. Не играйте своим спасением. Пастырское слово. Спб., 2001, с. 30.

482 "В последнее время власти России и ряда других стран Содружества стремятся организовать сбор информации о гражданах, которая будет храниться в государственных компьютерных системах. Данное нововведение вызвало беспокойство верующих, которые опасаются тотального контроля власти над частной и общественной жизнью человека, а также отсутствием какого-либо общественного контроля за информацией, которая может содержаться на этих карточках... Однако Священный Синод напоминает государству: согласно нормам светского права, в частности, российской Конституции,