Кураев А

ХРИСТИАНСТВО НА ПРЕДЕЛЕ ИСТОРИИ

по отношению к нам.

Компьютер и его сети - это просто техника, помогающая людям передавать и получать информацию. А что это за информация - зависит от нас. Если кому-то из православных нечего сказать людям глаза в глаза - тем более они не смогут сделать это дистанционно, с помощью компьютера. Как известно, есть люди, которые, "если промолчат - за умных сойдут". Но средства современной информатики и журналистики делают наш мир прозрачным. Они требуют от человека слов и аргументов. Если у кого-то нет ни того, ни другого, - что ж делать, - мир компьютеров и ТВ просто обнажает бесталанность человека729. И не к чему тут дуться и обижаться на машины! По прекрасному слову М. Маркиша, через Интернет "людям дается лишь возможность употребить технику во благо. Мы не можем управлять поведением других; мы можем сами использовать эту возможность"730.

Да, компьютер создан не нами, не православными. Но есть в Евангелии притча о неверном домоправителе, который украл вверенное ему имущество и, раздав его своим друзьям, получил в итоге похвалу Христа (Лк. 16). И есть толкование этой притчи св. Феофилом Антиохийским: Павел, некогда учившийся у ног иудея Гамалиила и поставленный управлять в доме еврейских законов, затем обратился ко Христу, и использовал знания, данные ему, для проповеди Христа и полемики против иудеев...731 Христианин, использующий даже языческие изобретения для того, чтобы поставить их на службу Церкви, действует праведно.

Только в одном случае компьютер действительно сможет по настоящему навредить Церкви. Если сейчас псевдоправославные страшилки и пужалки о "сатанинской печати, излучаемой компьютером", станут широко известны и будут восприниматься в качестве общецерковной позиции, - то тогда еще многие поколения на Православии будет лежать позорная тень. Как столетиями, услышав слово "католик", говорят: "Это те, кто судили Галилея", так и о нас будут говорить: "Православные - это те, кто боялись компьютеров".

В ПОИСКАХ "ЗОЛОТОГО ВЕКА"

Когда лукавый дух удерживает человека вдали от Церкви, он это делает не однообразно. Порой в сознание человека влагается мысль о том, что Церковь -место гнусных фарисеев, корыстолюбцев, торгашей и развратников. И подсказывается вывод: "Сам понимаешь, тебе, порядочному человеку, в такой компании не место!"

Но иногда человек удерживается вдали от Церкви рассуждениями совершенно противоположными. Ему кажется, что Церковь - это собрание святых и только святых (причем святость понимается как абсолютная