Кураев А

ХРИСТИАНСТВО НА ПРЕДЕЛЕ ИСТОРИИ

что раз времена - как это "доподлинно" известно - "последние", то и архиереи должны быть соответствующими, то есть псевдоправославными слугами антихриста), сам должен быть назван нечестивцем338.

Энтузиазма борцов с "печатями антихриста" не осаживает даже то обстоятельство, что вроде бы еще нет антихриста. Как же может быть "печать антихриста", если самого антихриста нет?339 Как совершенно справедливо говорит мой обычный оппонент свящ. Петр Андриевский, - "апостол здесь имеет в виду вовсе не три удлиненные линии, считываемые компьютером как шестерки, а имя антихриста, которое сосчитать способен всякий разумный человек. Известно, что каждой букве еврейского алфавита соответствует определенное цифровое значение. Сумма цифровых значений букв имени антихриста и составит число 666. Другими словами, апостол говорит: когда явится антихрист, тогда наряду с прочими его признаками будет и имя антихриста, сумма букв которого будет числом 666. Если три удлиненные линии штрих-кодового обозначения у некоторых хватает ума представить как апокалипсическое число 666, то есть как число имени антихриста, тогда пусть у них хватит ума назвать нам и имя антихриста, чтобы нам быть уверенными, что они имеют тот самый ум, о котором говорит апостол"340.

Но как не могло быть Таинств Христовых до Пришествия Христа, так невозможна и внешняя "печать антихриста" до его воцарения.

...В ответ слышно два довода. "Встречается в православных изданиях такое высказывание: "печать будет ставить только антихрист, и никто другой". Однако Священное Писание и святые отцы Церкви говорят нам иначе! По Евангелию нам известно, что предтеча Христов Иоанн Креститель, принимая покаяние и крестивши водой, приготовлял приходящих к нему принять Большего из всех - Иисуса Христа. Согласно св. отцов Церкви подобно сему будет действовать и предтеча антихриста!"341.

Неправда это. Нигде у Отцов нет учения о том, что "пророк" будет ставить свою печать прежде публичного появления антихриста. Текст же Откровения не дает никакой вероятности такого рода теории. Теория "предтечи антихриста", который появляется прежде своего господина, может казаться убедительной или хотя бы вероятностной лишь при обращении к русскому или церковно-славянскому переводам Писания. Здесь сказано: пророк, проставляющий "печать зверя" "действует перед ним со всею властью первого зверя" (Откр. 13,12). Проблема же возникает из-за двузначности русского предлога "перед": он может означать временное отношение (предшествование),