Кураев А

ХРИСТИАНСТВО НА ПРЕДЕЛЕ ИСТОРИИ

страхов и, молясь об отстрочке, молимся о многолетии римского государства" (Тертуллиан. Апология, 32).

467 К правительству СССР. Обращение православных епископов из Соловецких островов. Публ. в: Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви 1917-1945. Париж, 1977, сс. 422-423.

468 "Не отрицая исторического значения моноэтнического государства, Православная Церковь одновременно приветствует добровольное объединение народов в единый организм и создание государств многонациональных, если в них не нарушаются права какого-либо из народов. Помня о том, что единство есть благо, а разобщенность - зло, Церковь приветствует тенденции к объединению стран и народов, особенно имеющих историческую и культурную общность" (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви 16,1).

469 Герцен А. И. Ископаемый епископ, допотопное правительство и обманутый народ // Герцен А. И. Сочинения. Т.2. М., 1886, сс. 410-411.

470 Труды Ставропольской ученой архивной комиссии, учрежденной в 1906 г." вып. 1, Ставрополь, 1911 г. стр. 10.

471 Полное жизнеописание святителя Игнатия Кавказского. М., 2002, с. 311.

472 Цит. по: Полное жизнеописание святителя Игнатия Кавказского. М., 2002, с. 335.

473 Цит. по: Полное жизнеописание святителя Игнатия Кавказского. М., 2002, с. 324.

474 Цит. по: Полное жизнеописание святителя Игнатия Кавказского. М., 2002, с. 327.

475 Ископаемый епископ, допотопное правительство и обманутый народ // Герцен А. И. Сочинения. Т.2. М., 1886, с. 411

476 (Мотовилов Н. А. Докладная записка императору Александру II от 15 апреля 1866 г. // Серафимо-Дивеевские предания. Житие. Воспоминания. Письма. Церковные торжества. М., 2001, с. 433).

477 Но было и другое: когда в Грузии в 16 веке расцвела работорговля, церковный собор резко восстал и определил: "Человек, продавший человека, будет ли знатный, или незнатный, князь, дворянин или крестьянин, да будет от святых соборов проклят и отвержен. Кто по точном розыске и исследовании окажется продавцом человека, если выкупит и приведёт проданного, заплатит штраф, по своему состоянию, и церкви, и епископу, и господину его, а если не приведёт, кто бы он ни был: князь дворянин или крестьянин, ничто его не спасёт, было бы незаконно его спасать, он должен быть повешен, а если кто за взятку не сделает это, да будет проклят от святых соборов и наказан по канонам апостолов" (Иеродиакон Давид Сарсания Церковные соборы в Западной Грузии в XVI-XVIII вв. и их борьба с работорговлей http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=77&did=21546&p_comment=belief).

478 Статья еп. Игнатия в защиту рабства и с объяснениями "таинств исправительной системы" (Полное жизнеописание...