Кураев А

ХРИСТИАНСТВО НА ПРЕДЕЛЕ ИСТОРИИ

кому-то или нет, но рано или поздно антихрист прилет. И конец света наступит, как бы мы ни старались его оттягивать. Можно добиться всемирного запрещения использования штрих-кодов, можно прекратить производство новых компьютеров и уничтожить все уже созданные, но ведь это не отменит и не отсрочит пришествие в мир антихриста. Можно сколько угодно возмущаться, например, зависимостью человека от воздуха. Можно написать огромный плакат: "Даешь жизнь в безвоздушном пространстве", можно собрать миллиард подписей за отмену кислородной зависимости, но от этого ничего не изменится. Так стоит ли воевать с компьютерами, штрих-кодами, ИНН т.п. Как можно изменить или отсрочить то, что наметил сам Бог? Лучше поберечь силы для серьезной борьбы и свое спасение. Время, когда эти силы нам понадобятся, может быть, уже близко, а, может, и нет"429.

Федосеевец М. О. Шахов, директор старообрядческого исследовательского центра, пояснил, что "Старообрядчество, неоднократно переживавшее эсхатологические тревоги, приняло события вокруг ИНН достаточно спокойно. Объяснять это можно, наверное, по-разному, но факт несомненен. Древлеправославная поморская церковь (беспоповцы) вообще не обсуждает этот вопрос, при том, что для беспоповцев всегда был характерен эсхатологический радикализм. Освященный Собор Русской Православной старообрядческой Церкви в октябре 2000 г. определил, что в ИНН не следует видеть печать антихриста и вопрос о том, принимать ли его, есть дело личных убеждений. Особняком стоят только так называемые "беглопоповцы" или Древлеправославная Церковь (иерархия в которой в 1923 году установилась с переходом из обновленчества архиепископа Николы (Позднева)). Ее Освященный Собор в августе 2000 г. пришел к выводу, что ИНН - предвестник печати антихриста, превращающий человека в обезличенное число. Малочисленность паствы Древлеправославной Церкви, положение которой усугублено внутренними нестроениями, не позволяет назвать ее позицию типичной для российского старообрядчества"430.

Итак, среди старообрядческих толков только один - т.н. "новозыбковцы" ("бегляки" в терминологии традиционных староверов) включились с "борьбу против ИНН". Но это толк, созданный обновленцем. Так что ниточка между обновленчеством 20-х годов и нынешним иннэнистским модернизмом есть431.

Зная позицию старообрядцев и Русской зарубежной Церкви - я не усомнюсь в определении того, чья же позиция в споре об ИНН является модернистстской, а чья - традиционной.

Увы, по печальной оценке Патриарха,