Кураев А

ХРИСТИАНСТВО НА ПРЕДЕЛЕ ИСТОРИИ

некоторого искусства невидимых духов к видимым вещам и значит творить богов" (Августин. О Граде Божием. 8,23).

"Одушевленные статуи" были знакомы древним христианам - причем даже в апокрифах причина их "одушевления" связывается с падшими духами: "Был там (в Египте) идол... Состоял при нем жрец, ему услужавший, и все, о чем вещал сатана из недр идоловых, передавал он народам Египта"516. Об индийских идолах апокрифические сказания утверждают то же самое - "в идоле обитал некий демон, утверждавший, будто он исцеляет немощных, но лишь тех исцелял, на кого сам же он порчу и навел"517. Св. Викторин Петавийский при толковании апокалиптического пророчества о "говорящем образе" говорит, что в статую антихриста, водруженную в Иерусалимском храме "войдет падший ангел"518.

Если не знать этих языческих верований в статуи как место обитания божеств и как источник магических воздействий на человека, то будет непонятно то дерзновение, с которым христиане врывались в языческие храмы и разрушали статуи519. С точки зрения "светской", это поведение кажется варварством, разрушением памятников искусства "церковными мракобесами". Но дело в том, что христиане видели в этих статуях именно то, что видели в них сами же язычники - не произведения искусства, а колдовские талисманы...

Оккультисты уверяют, это магическое искусство животворения статуй ими не утрачено. Джорджано Бруно заверял - "В самом деле, я вижу, каким путем эти мудрецы могли делать для себя близкими, милостивыми и кроткими богов, которые голосами, исходящими из статуй, давали им советы, учение, откровение и сверхчеловеческие установления"520.

Е. П. Блаватская подтверждает - "Власть над оккультными силами природы давала иерофантам древности возможность оживлять статуи и заставлять их действовать и говорить, как живые люди"521.

Подробнее эта магическая техника описывается у Рерихов: "Как готовить терафим? Нужно найти помещение, где психическая энергия заклинателя достаточно наслоила пространство и осела на предметах. На определенном месте слагается изображение любого вида из воска или глины или извести... При заклинаниях, как вы знаете, произносились распевы, составленные из странных, порою лишенных смысла слов. Но не смысл, но ритм имеет значение. Безразлично, в каких словах производится поручение терафиму. Нужно наполниться однородным устремлением, творя терафим. Каждый день не меньше трех раз нужно нагружать терафим" (Агни Йога, 420-421). Вам непонятно слово "терафим"? - Рериховские комментаторы поясняют: