Кураев А

ХРИСТИАНСТВО НА ПРЕДЕЛЕ ИСТОРИИ

чашу Своего гнева на мир и на Церковь, если в них наконец-то стало все так благолепно?

Слышать такие пересуды я слышал. Но вот печатно их решился изложить лишь диакон Алма-атинской епархии Александр Лисиков в журнале (почему-то называющем себя газетой) "Веди". Статью эту я читал без особого удивления - уровень богословских знаний этого "ревнителя православного благочестия" и мера его владения логикой мне были известны по иным его публикациям.

За время, проведенное в епархиальном училище, он так и не научился даже правильно употреблять слово Евангелие ("Смысл цитаты из Евангелия (Откр. 13,7) Вы не совсем правильно подали... Выше по тексту Евангелия (Откр. 11,7-8)..."875.

В уста святых отцов (правда, безымянных) он считает возможным влагать слова просто смешные: "Святые отцы говорят так: "Раздай сто Евангелий ста человекам, и через год ты получишь сто религий, если они не будут руководствоваться Типиконом и Книгой правил святых апостолов""876. Впервые слышу, чтобы Типикон содержал толкование Евангелия. Может, в нем есть еще и толкование Откровения?..

Но столь своеобразные богословские познания не помешали ему встать на путь обличения своего архиерея, а также взять на себя труд борьбы с "ересью диакона Андрея Кураева".

Вся его критика сконцентрирована на первом абзаце моей брошюры: "Христианство - едва ли не единственное мировоззрение на земле, которое убеждено в неизбежности своего собственного исторического поражения. Христианство возвестило одну из самых мрачных эсхатологий: оно предупредило, что в конце концов силам зла будет "дано... вести войну со святыми и победить их" (Откр. 13,7). Евангелие обещает, что врата ада не смогут одолеть Церковь, что Церковь непобедима(см.: Мф. 16, 18). Но "непобедимое" не означает обязательно "победоносное". В перспективе земной истории не всемирно-историческое торжество Евангелия, но всемирное же владычество антихриста".

Странно, кстати, что мой критик, цитируя это текст, почему-то ставит многоточие перед первой фразой, - создавая тем самым впечатление, что ему что-то предшествует. Да нет - именно первая же фраза вызвала его нападки.

Еще более странно, что, возражая этому моему утверждению, критик приводит ту самую евангельскую цитату ("врата ада не одолеют ее"), которая в моей книге включена в первый же абзац.

Печально, впрочем, не это. Печально, что священнослужитель не умеет отличать богословие от политики. С точки зрения богословской, с точки зрения библейской, несомненно, что на пространстве мировой