Кураев А

ХРИСТИАНСТВО НА ПРЕДЕЛЕ ИСТОРИИ

в отроческом возрасте и, как только возмужает, захватит власть" (Сульпиций Север. Диалоги. 2,14)364.

В пятом веке блаж. Августин пророчествовал, будто "Безрассудно утверждать, что будут еще от царей какие-нибудь гонения, кроме того последнего, относительно которого не сомневается ни один христианин" (Августин. О граде Божием 18,52) - не зная, что впереди будут еще императоры-еретики (монофелиты и иконоборцы), жестко преследующие православных христиан...

В шестом столетии св. Григорий Двоеслов, перечисляя евангельские признаки конца, считал, что "из всех этих событий одни мы видим уже действительно совершившимися, а других страшимся как имеющих скоро свершиться. Ибо востание язык на язык и тугу их на земле мы видим в наши времена более, нежели читаем в книгах. Что землетрясение разрушает безчисленные гроода, об этом вы знаете, как часто слышим из других частей света. Моровые язвы терпим постоянно. Но знамений в солнце, луне и звездах доселе еще ясно не видим; а что и они не далеки, об этом заключаем уже из самых перемен воздушных" (св. Григорий Двоеслов. Беседы на Евангелие. Кн.1, 1)365.

Официальное изложение церковной веры в XVII веке - "Книга о вере" - полагало366, что конец миру настанет по окончании 7000 лет: "По седмих тысящах приход его будет яко же речено в синаксаре в неделю мясопустную" (Книга о вере, гл 30).

Св. Димитрий Ростовский, совместив евангельские слова о женихе, грядущем в полунощи и традиционное для более ранней поры верование в то, что конец мира настанет по истечении семи тысяч лет, пришел к выводу, что уместнее всего предполагать приход Жениха в полуночи, то есть в середине восьмого тысячелетия (7500 год от сотворения мира = 1992 от Рождества Христова)367.

Есть рассказы о том, что оптинский старец Амвросий в 1882 или 1883 году сказал пришедшему к нему иноку: "Ныне настоящий антихрист народился в мир"368.

Уже на нашей памяти не сбылось пророчество румынского святителя Каллиника Черникского (середина XIX века), ожидавшего, что конец истории совпадет с концом второго христианского тысячелетия (по церковному календарю 2000 год от Рождества Христова равняется 7500 году от сотворения мира, то есть 1992 году светского современного календаря)369. А ведь тоже сколько в 1990 - 1992 годах было листовок и шепотков...

Не думаю, что с тех пор в Церкви появились люди, которые были бы выше преподобного Серафима Саровского370. А он как раз отклонял любые попытки "напророчествовать" что-либо более конкретное, нежели сказанное Писанием. Когда саровский старец был спрошен