Кураев А

ХРИСТИАНСТВО НА ПРЕДЕЛЕ ИСТОРИИ

Существует свет, а не мрак, который есть только не свет. Каким образом бездушные, тупые, неумные учения могли заслонить в сердцах величественное, светлое, радостное Православие? Как возможно такое безвкусие и убожество? Конечно, мы знаем, что русская душа подвергалась здесь действию чужого яда, стала жертвой того отпадения, чрез которое проходит и весь христианский мир. Однако, почему же не нашла она для себя оплота в чистоте Православия, но отравилась ядом Иуды глубже, чем даже неправославные страны? И нигилизм, и "темные силы", как у нас выражались, все это только симптоматика Православия, знамения попущенного в нем оскудения, кризиса. Соль обуяла, а потому загнило и сохраняемое ею тело"878.

И так велико будет это конечное и глубинное перерождение мира, некогда бывшего "христианским", что даже немногим "святым" (на языке Нового Завета "святые" - это "верные", а не особо облагодатствованные подвижники, как в сегодняшнем церковном языке) не удастся тот, последний, кризис превратить лишь в "очередной". И они будут раздавлены, отброшены на околицу жизни (в "пустыню") или убиты. Да, они победят в том смысле, что спасут свои души. Но здешнее, земное Тело Христово будет перемолото и извергнуто из жизни последних обывателей879 на Земле.

"Бог так устроил, чтобы люди были исправляемы людьми же"880. Но разве не поражение для того, кто пробует исправить жизнь людей по Евангелию, то, что его пример и его слова останутся бесплодными? Разве не поражение для Церкви то, что люди, к которым она послана для Христова свидетельства, "здравого учения принимать не будут, но... обратятся к басням" (2 Тим. 4,3 - 4)?

Диакон Александр возмущается: Церковь - это Тело Христа, а потому не может быть и речи о том, что оно может быть "разбито". Да ведь Господь и древний Израиль уподоблял зенице ока Своего. Господь - не только Глава Новозаветной Церкви. Он же был Главой и Церкви Ветхого Завета. Он был незримым Правителем Израиля. Но разве не было катастроф в истории того Израиля? Разве не считали пророки именно поражениями и неудачами разрушение Иерусалима и Храма, пленение своего народа языческими империями? Разве не называли пророки падения падениями, а разгромы - разгромами, а поражения -поражениями? Ну, вспомните хотя бы "Плач Иеремии"! "Господи... посмотри на поругание наше. Наследие наше перешло к чужим, домы наши - к иноплеменным... опустела гора Сион, лисицы ходят по ней" (Плач. 5,1 - 2,18).

Как вы назовете случившееся с группой людей, которые имели в течение веков власть и уважение в обществе,