Кураев А

ХРИСТИАНСТВО НА ПРЕДЕЛЕ ИСТОРИИ

платить дань антихристу, т.е. признание его своим господином, вне зависимости от степени осознанности этого поступка"444.

Но как это можно "дать согласие" - при этом совершенно не сознавая того, с чем же это ты соглашаешься? Если меня спросят невесть о чем на совершенно непонятном мне языке, а я из вежливости улыбнусь и кивну головой - несу ли я ответственность за то, что было мне сказано? Предположим, что в чужой речи содержалась религиозная часть. Например, как наши неверующие соотечественники говорят "Спасибо", не подозревая, что это форма молитвы, так и китайцы нередко прославляют Будду, при этом совершенно не отдавая себе отчета в том, о ком же именно они говорят. Я прощаюсь со случайно встреченными китайцами, и они в конце прозносят одну из подобных формул (а переводчика у нас нет). Я же в ответ киваю (то есть склоняю голову) и говорю - "И вам всего хорошего!". И что - с этих пор я уже не христианин, а буддист?

Ну нет, господа расколоучители! "Степень осознанности" Православие как раз всегда ценило и учитывало! О церковных Таинствах мы говорим, что если человек приступает к ним недостойно, без искреннего и покаянного желания соединиться со Христом, - то душа его остается без насыщения благодатью. Более того - его дерзновенное прикосновение ко святыне становится нередко "Причащением в суд или во осуждение". Иннэнисты забыли, что христианин не обязан протестовать против каждого встретившегося ему греха или грешника. Не всякое беззаконие христианин должен публично обличать. Не всякий неправедный поступок другого человека, а тем более властителя, христианин должен опротестовывать.

Заявление участников "круглого стола", состоявшегося в Государственной Думе 23.01.2001, считает, будто "личное кодирование отражается на духовности и мировосприятии человека, т.к. принимая цифровой код он соглашается с навязываемым ему порядком вещей"445. Но церковная традиция благословляет послушание светской даже антихристианской власти - если речь идет о кошельках, а не о душах. Нерон - первый в чреде "антихристов". Но разве христиане времен его правления отказывались исполнять его нерелигиозные указы?

При чтении Житий древних мучеников поражает - как много среди них было воинов. Казалось бы - они знали, что идут на службу языческой империи. Могли бы сказать по иннэнистски прямо: не хотим иметь ничего общего с антихристовым "мировым порядком" (pax romana). Но они шли. И слушались приказов командиров-язычников. И были лучшими, самыми храбрыми и послушливыми солдатами...