Кураев А

ХРИСТИАНСТВО НА ПРЕДЕЛЕ ИСТОРИИ

- "Ответный удар". Тут были и ушанки, и медведь, и советский космолет "Буран"... Неужели пробуждается патриотическое чувство в народе, и пробуждается столь явно, что даже рекламщики стали его учитывать? Увы - это "Американские фирмы, купившие российские табачные фабрики, удачно сыграли на антиамериканизме и росте патриотических настроений. И вот пачки "Явы" летят над территорией США, на нее с восторгом взирает Мэрилин Монро, американский космонавт красит свою ракету в цвета российского флага, медведь взбирается на небоскреб..." (Левинсон А. Тетя Ася везет цивилизацию // Известия. 29.6.2000).

132 Избранные изречения святых иноков и повести из жизни их, собранные епископом Игнатием (Брянчаниновым). СПб., 1891. С. 512.

133 Когда Авраама Линкольна пригласили помолиться вместе о том, чтобы Бог взял сторону северян в Гражданской войне против работорговцев, Линкольн ответил, что "гораздо более важно, чтобы северяне молили Бога о возможности всегда быть на стороне Бога".

134 Цит. по: Фаррар Ф. Первые дни христианства. СПб., 1892. С. 714.

135 См.: Блаженный Августин. Указ. соч. Т. 4. С. 196.

136 "Для царствования святых со Христом будет большее число лет, чем для заключения во узы и лишения свободы диавола: они будут царствовать с Царем своим, Сыном Божиим, и в те три с половиною года, когда диавол не будет уже связан... окончится тысячелетие не царствования святых, а заключения в узы и лишения свободы диавола: так что каждая сторона имеет для окончания тысячелетия, то есть всех своих лет, различные и особые сроки: царствование святых - более отдаленный, заключение диавола - более близкий" (Блаженный Августин. Указ. соч. Т. 4. С. 196.).

137 Блаженный Августин. Указ. соч. Т. 4. С. 182-183.

138 Там же. С. 184-185.

139 Владимир Соловьев перед смертью молился о еврейском народе. А перед этим говорил об угрозе Китая и панисламизма (см.: Трубецкой С. Н.. Смерть В.С. Соловьева // Собрание сочинений: В 6 т. М., 1907. Т. 1. С. 346 - 347). Эту молитву нельзя понимать в контексте современной либеральной публицистики. Эта молитва не была молитвой христианина, кающегося перед евреями за холокост. Это был эсхатологически мотивированный поступок: по ощущению Соловьева, иудеи сыграют некую роль в той мрачной эсхатологии, которая виделась ему в последние месяцы его жизни. И в связи с эсхатологией он призывает молиться о евреях. В "Повести об антихристе" роль иудеев вполне неблаговидна - так не является ли его предсмертная молитва молитвой об умилостивлении злых сердец? Это молитва о том, чтобы Израиль отказался от утверждения власти лжемессии,