Кураев А

ХРИСТИАНСТВО НА ПРЕДЕЛЕ ИСТОРИИ

Кесарийский [конец IX - начало X в.], блаж. Экумений, еп. Трикки Фессалийской [Х в.].

Прибавим к этому еще и свидетельство литургического предания Церкви: в литургических текстах Церкви ап. Иоанн представлен как автор Евангелия, а не как автор Апокалипсиса505.

Книга ап. Иоанна в итоге Церковью была принята. Но не было принятым превращать ее в практическое и сиюминутное руководство к духовной жизни. Так что нынешнюю увлеченность чтением и толкованием книги Откровение нужно признать весьма нетрадиционной. Это еще одно проявление православного модернизма506.

Тем более в нынешнем слишком однозначном переводе библейских символов на язык современной техники - в этом есть что-то модернистски-заземленное, профанирующее. Ну, зачем мистику Апокалипсиса низводить на уровень вполне банальной социологии, мол - "кодификация и есть тайна беззакония, совершаемая ныне"507? "Тайна беззакония" изъясняется св. Феофаном Затворником через сопоставление с другим апостольским же выражением - "тайна благочестия", которая состоит в том, что "Бог явился во плоти" (1 Тим. 3,16). "Вера в это разрушает царство греха. Тайна беззакония будет ухищрение сатаны подрывать эту веру,.. в неверии в воплощение Бога Слова во Христе Иисусе. Это-то зло будет расти, и Сын Человеческий пришедши едва ли обрящет веру на земле. Вот какая тайна тогда откроется и придет в явь!"508. Но модернисты поправляют святого: "тайна беззакония" - это участие в переписи...

И "печать зверя" не может быть микрочипом ("печать антихриста - микросхема под кожей человека"509) - просто потому, что антихрист во всем будет подражать Христу. Поскольку печать Христова не есть нечто, вживляемое в человека, не есть нечто технологически-компьютерное, постольку и "печать зверя" не может быть чем-то совершенно инопорядковым. "Даде Господь знамение иже в него верующим честный крест; и той (антихрист) подобне даст свое знамение", - писал св. Димитрий Ростовский510.

И видеть в любом микрокомпьютере, который входит во взаимодействие с человеческим организмом "печать зверя" неумно. Предположим, человеку устанавливают искусственное сердце. Этот механизм снабжают микрокомпьютером (микрочипом). При чем тут антихрист?

Дело в не железке, а в том, что будет "начертано" на ней и в воздействии этой железки и этого программного "начертания" на человека. Сказать, будто "печать антихриста - микросхема под кожей человека"511 - это все равно, что сказать, будто "печать антихриста - это надпись шариковой ручкой".

Дело не в инструменте, а