Кураев А

ХРИСТИАНСТВО НА ПРЕДЕЛЕ ИСТОРИИ

язычества).

Поэтому я думаю, что Апокалипсис скоро нам станет понятным. Станут понятными и эти пугающие символы духовной войны добра и зла. Оказывается, что не только ласковым словом надо бороться с мировым злом. И дополнением к слову проповеди является не меч инквизитора или крестоносца, а вот именно то самое благодатное "оружие" в руках Христа, в руках Его Церкви. Слово Божие действительно оказывается подобно мечу обоюдоострому. Молитва осмысляется как оружие. И тогда апокалиптические всадники станут несколько понятнее.

Ведь за современным нагромождением оккультных практик стоит некая реальность. Можно вспомнить библейскую книгу Исход, которая описывает состязание Моисея и египетских жрецов, причем не на уровне философском, не на уровне проповедническом, а - просто реальные силы, способные к чудотворению, стояли за одной стороной и за другой... Мы сегодня оказываемся в очень похожем состоянии. Один из моих друзей еще в середине 80-х годов занимался восточными единоборствами и соответственно оккультизмом, а затем, все-таки разобравшись, что к чему, ушел в Православие. И он мне рассказывал: "Знаешь, а в Москве есть специальная служба безопасности у этих оккультных секточек, которые ведут контроль за теми и борьбу с теми, кто пробует от них уйти, и они применяют оккультные методы воздействия. Астральное карате, например...". Я боюсь, что буду говорить сейчас словами лазаревской "Диагностики кармы", не приведи Господь, но все же за этим стоит некая реальность.

Корр.: Вы считаете, что апокалиптические образы станут более понятными, так как превратятся в реальные жизненные картины?

О.А.: Совершенно верно. То же самое могу сказать и о "числе зверя" - трех шестерках...

Корр.: Я вот в этой связи хотел бы более конкретный вопрос задать. Дело в том, что страницы многих журналов и газет, включая православные, обошли рассказы о страшном компьютере "Зверь", который находится где-то в Брюсселе; обошли утверждения, что штрих-код западных товаров содержит "число зверя" и, наконец, что на руку и на чело скоро-скоро будут ставить какие-то знаки... Или даже уже ставят где-то, в Чечне например... Насколько оправдано такое подчеркнуто внешнее восприятие апокалиптической символики?

О.А.: На этот вопрос у меня нет однозначного ответа. С одной стороны, по словам апостола Павла, "идол в мире <есть> ничто"(1 Кор. 8, 4). И поэтому для христианина, "если Бог с нами - кто против нас?"(см.: Рим. 8, 31). Эти внешние идоложертвенные и оккультные знаки над ним не будут