Кураев А

ХРИСТИАНСТВО НА ПРЕДЕЛЕ ИСТОРИИ

разум?! "Если читатель окажется достаточно любознательным и попробует перевести слово "интеллект" на русский язык, он ничего более подходящего, чем слово "ум", не найдет. И здесь важно вспомнить, что в течение многих веков наш народ научался постигать науку сердца, а не науку ума. Когда в XII веке в Европе начали появляться университеты, Русь уходила в монастыри, становясь на узкий путь любви Христовой. Поэтому в русском языке от слова "ум" были образованы и такие нелестные понятия, как "заумь", "умник". Интеллект - чужеродное понятие для русского духа, подложное понятие, прикрывающее кичливость "умников" и "всезнаек"" (Анастасия без прикрас. Отзыв на книги Мегрэ // SOS. Общественно-патриотическое приложение к журналу "Спасите наши души!". Днепропетровск. 2000, № 8). Ну, зачем критиковать разум, когда речь идет о вполне безумной (вот еще одно слово, образованное от слова "ум") ереси! Не ум мешает жить во Христе, а дурь и страсть. Без ума же человек незаметно для самого себя подменит Евангельскую истину порождениями своего невежества. А об отношениях монастырей и университетов лучше говорит суждение Георгия Федотова: древнерусские монастыри - "святые зародыши неродившихся университетов".

162 Те, кто выступает против того, чтобы прислушиваться в вопросах религии к голосу разума и богословия, слишком доверяют самим себе, своим "ощущениям" и "мнениям". А чем еще является такая байка: "По словам украинского старца, место чернобыльской аварии опасно тем, что является мощным источником потока адских сил" (Знамение времени // Благовест. Самара, 1999, №9)? Был ли там этот "старец"? Беседовал ли с людьми, которые остались жить вокруг Чернобыля?

163 Прер. Ефрем Сирин. Толкование на послания божественного Павла // Творения. Ч. 7. Троице-Сергиева Лавра, 1900, с. 141

164 Толкования на Новый Завет блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского. Спб.. 1911, с. 568.

165 Цит. по: Епископ Феофан. Толкование посланий св. Апостола Павла. Второе послание к Коринфянам. М., 1894, С. 353.

166 Цит. по: Епископ Феофан. Толкование посланий св. Апостола Павла. Второе послание к Коринфянам. М., 1894, С. 353

167 "Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою. Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, [уклонившись] от простоты во Христе. Ибо если бы кто, придя, начал проповедывать другого Иисуса, которого мы не проповедывали, или если бы вы получили иного Духа, которого не получили, или иное благовестие, которого не принимали,