Кураев А

ХРИСТИАНСТВО НА ПРЕДЕЛЕ ИСТОРИИ

недопонимание, пришлось написать статью "И пораженья от победы нам не дано уж отличить".

Сразу скажу, что и глава "В поисках золотого века" частично (на одну четверть) уже выходила раньше: несколько ее страниц были в одной из моих первых книг "Традиция, догмат, обряд" (М., 1994). Эту главу я бы рекомендовал прежде всего тем, кто готовится к поступлению в семинарию, то есть - к жизни ради Церкви.

Статья - "Сегодня ли дают печать антихриста?" выходила отдельной книгой совсем недавно - летом 2001 года. Но и она для данного издания обновлена на треть. Налоговые "идентификационные коды", вводимые в России и других постсоветских странах, вызвали смущение многих православных людей. И это дало повод для дискуссий на тему о том, что же такое "печать антихриста". Об этом и моя статья.

Кроме того, разговор о влиянии современных компьютерных технологий на жизнь людей потребовал сформулировать несколько принципиальных тезисов о нашем отношении к компьютерному миру. Об этом - статья "В защиту компьютера".

О НАШЕМ ПОРАЖЕНИИ

Почему у истории есть конец?

Христианство - едва ли не единственное мировоззрение на земле, которое убеждено в неизбежности своего собственного исторического поражения. Христианство возвестило одну из самых мрачных эсхатологий: оно предупредило, что в конце концов силам зла будет "дано... вести войну со святыми и победить их" (Откр. 13,7). Евангелие обещает, что врата ада не смогут одолеть Церковь, что Церковь непобедима (см.: Мф. 16, 18). Но "непобедимое" не означает обязательно "победоносное": "Я видел, как этот рог вел брань со святыми и превозмогал их" (Дан. 17,21).

В перспективе земной истории - не всемирно-историческое торжество христиан, но всемирное же владычество антихриста4.

Да, пора завести разговор о том, о чем сегодня меньше всего принято говорить в "интеллигентном обществе" и в "современной культуре" - о последнем. О конце света. Об антихристе.

Тема антихриста в демократической журналистике считается непристойной. Даже те публицисты, что числят себя христианами, находят неудобным вспоминать о завершающей книге Библии - Апокалипсисе. Мне уже терять нечего. После выхода моей брошюры о желательности восстановления Храма Христа Спасителя, людьми "антисистемы" (если использовать гумилевский термин) мне был поставлен окончательный диагноз: "Впереди у Кураева, видимо, простой черносотенный национализм и банальнейший великодержавный шовинизм. У него уже исчезает проповеднический дар - ни одного яркого образа, ни одного