Кураев А

ХРИСТИАНСТВО НА ПРЕДЕЛЕ ИСТОРИИ

число есть число будничного труда и работы, постоянного беспокойства и усталости (666 - три раза повторенное число рабочих дней в неделе); истинную же субботу (успокоение) дарует только Христос, а с ним и новый день вечного мира"420.

Кроме того, шестерка - это цифра, предшествующая семи. Семь - знак добротности и полноты, церковной благодатности. Шесть - то, что предельно близко, то, что уже как будто прикоснулось к этой полноте. 666 - это предельная устремленность к полноте, но - все же в каждой своей детали, в каждой своей подробности так и не доходящая до нее. Это - пародия на Церковь, так и не становящаяся Церковью421. Самая страшная ложь - ложь правдоподобная... В итальянском городе Орвието есть фреска "Страшный Суд", исполненная в начале XVI века художником Л. Синьорелли. На ней есть и изображение антихриста. Он облачен в те же одежды, что и Христос (в традиционной христианской иконографии). У них похожие черты лица, волосы, бороды... И только глаза у антихриста - злые-злые422. Антихрист и в самом деле будет притворяться Христом. Шестерка, притирающаяся к Семи, и есть максимум притворства, то есть вершина обмана423.

Синод Элладской Церкви, выступая в июне 1997 г. против кощунственного использования "трех шестерок" в государственных документах Греции (в Греции, напомню, в отличие от Украины и от России, Православие является государственной религией, и потому церковная оценка деятельности государства там более уместна), пояснял: "Наша Церковь признает, что печать Христова не есть некий внешний символ, но есть благодать Святого Духа, освящающая человека в Таинстве Крещения. Так и "печать антихриста" не есть нечто внешнее, навязанное извне, но есть вольное отсечение себя от благодати Святого Духа через добровольное отречение от веры в то, что Иисус Христос есть Сын Божий и Спаситель мира"424.

Но вот какое толкование не встречалось в церковной традиции - это представление, будто человек может невзначай наткнуться на "печать антихриста", а та помимо воли человека совершит духовный переворот в его душе и из раба Христова сделает его прислужником антихриста (листовка Одесского Успенского монастыря уверяет, будто "идентификационный номер соединяет нас с диаволом"425). Это представление, нередко озвучиваемое сегодня даже монахами (а монахи в Православии призваны быть носителями и защитниками традиции), есть нечто вполне модернистское.

Модернистским оно является потому, что прямо противоречит голосу Отцов, по суждению которых "Поклониться антихристу и принять