Кураев А

ХРИСТИАНСТВО НА ПРЕДЕЛЕ ИСТОРИИ

бегства из городов - "Придет время, и Шенгенское соглашение охватит весь мир, и не будет такого места, где бы оно не вступило в свою страшную на последнем этапе силу. А готовится оно еще со времен апостольских. Теперь же особенно важно - не бежать от него в пустыню или в место, где, как нам кажется, оно не достигнет нас. Нет, нет и нет. Наше бегство от этой беды должно быть в духовную жизнь во Христе... Я знаю людей, которые живут в Москве, и она для них, если не рай, то преддверие его. Они живут верой деятельной, живой, и никакие "чудеса" новой Москвы их не трогают. Святые с ними, и святыни московские укрепляют дух... Если Господь пошлет Вас в затвор, уходить нужно, но своеволие как бы не обернулось для Вас катастрофой. И не будем ли все мы ответственнны пред Господом, если, удалившись, отдадим Православие на расхищение инакомыслящим?" (Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Псково-Печерский монастырь, 2000, с. 29, 65, 176). В былые времена св. Димитрий Ростовский резко оспаривал подобное мнение раскольников, уверявших, что в городах не может быть спасения - "В самое лютое антихристова царства время будут во градех и селех избраннии раби и угодники Божии, души свои спасающии" (Димитрий, митрополит Ростовский и Ярославский. О Кресте. М., 1855, С. 317).

580 свящ. Петр Андриевский. Антихрист и "штрихофобия" // Благодатный огонь. № 6, М., 2001.

581 "Плюс идентификация всей страны" Письмо из Удмуртии // Благовест 1999, №19.

582 До написания этой книги я спросил оптинского духовника отца Илия о том, есть ли связь между ИНН и "печатью антихриста". Батюшка улыбнулся и сказал - "да это комсомольцы балуются!". На заседании Синодальной Богословской Комиссии 20 февраля 2001 г. о. Илий сказал "Я не могу однозначно сказать, что здесь (в принятии ИНН) есть какой-то грех". В замечательной художественной повести "Беда" о. Илий не назван по имени, но описан вполне узнаваемо. И о нем, в частности, говорится так: "-_А старец как себя чувствует? - обартился я к соседу. - Старец, батенька, ушел в затвор. Достали его "интииэнэнщики". Никого не принимает. Келейник его говорит, что заправилам передал: "Коль молиться не желают, пусть хоть лопатами от антихриста отбиваются". Пока не прекратят листовки печатать, не выйдет из затвора" (Богатырев А. Беда. В сенех или при дверех? Полудокументальный рассказ // Благодатный огонь. Приложение к журналу "Москва" . № 9. М., 2002, с. 14)

583 Старец Паисий Святогорец. Слова. Т. 2. Духовное пробуждение. Салоники-М., 2001, С. 192.

584 Вступительное слово // Православие или смерть! Публицистический альманах. Вып.