Кураев А

ХРИСТИАНСТВО НА ПРЕДЕЛЕ ИСТОРИИ

антихриста. Если шенгенские досье фиксируют наши грехи - что ж, раз страх перед Небесным Судом не останавливает нас, то пусть хотя бы страх перед земными соглядатаями будет сдерживать нас в наших поисках "приключений". Если же досье фиксируют нашу приверженность Православию - то и тут нет ничего страшного, ибо мы должны публично свидетельствовать о своей вере. "Я нисколько не стесняюсь давать вам, да и всякому искреннему человеку разъяснения по личной жизни. Мы, духовные, жизни частной иметь не можем, а у нас все личное, свое должно быть на отчете пред христианскими и даже нехристианскими обществами, и ни о какой стороне своей жизни я не позволю сказать, что до нее нет никому дела, - лишь бы запрос был искренний. Не может укрыться град, вверху горы стоящий, сказано служителям Христовым"563.

Впрочем, несмотря на это противоречие, позиция греков мне кажется более разумной, нежели позиция некоторых российских проповедников и изданий. Греки исходят из того, что их страну втягивают в "шенгенскую зону", в которой их православный народ будет ничтожным меньшинством среди народов атеизированных (вроде французов, бельгийцев, голландцев), протестантских (немцев и датчан) или католических. И если Конституция Греции позволяет православию быть стержнем национально-государственной жизни, то постановления Евросоюза этого очевидно дозволять не будут. Ясно, что в этих условиях Греческая Церковь будет всячески подчеркивать свою приверженность демократическим принципам, в число которых входит уважение прав меньшинства.

Это достаточно обычно для нашей церковной истории: когда Церковь оказывается гонимой, ее иерархи и златоусты начинают напоминать о свободе совести и вспоминать тертуллиановское religiones non est religionem cogere ("одной вере не свойственно притеснять другую"564). Но едва Церковь приближается к власти, как ее иерархи и проповедники начинают требовать "принять меры" против "разгула сект"...565

Греческая Церковь вступила в полосу сужения своего влияния - и потому готовится существовать в положении притесняемого меньшинства, всегда готового возгласить о "попрании свободы и прав граждан"566... Русская Церковь, напротив, вступила в период расширения своих прав, и потому ее проповедникам свойственна интонация "власть имущих"...

Но вот что мне никак непонятно в наших изданиях, так это совмещение апокалиптических ожиданий и монархических чаяний567. С одной стороны - уже идет антихрист и где-то уж ставится "подобие антихристовой печати", с другой - в ожидании