Кураев А

ХРИСТИАНСТВО НА ПРЕДЕЛЕ ИСТОРИИ

Бог - подлинный Бог - будет забыт. Его лик будет слишком тусклым на фоне рекламных щитов и эстрадно-политических "имиджей". Пригрядшее общество не сможет дать ответ на главный вопрос: "Что значит быть христианином?"

Уже сегодня ответ почти неслышен. На Западе "быть христианином" понимается как "быть порядочным гражданином, исправно платить налоги и в меру заниматься филантропией". На заре ХХ века Бальмонт сказал о Западе (Париже): "Здесь вежливо холодны к Бесу и к Богу, и путь по земным направляют звездам" ("Здесь и Там"). В середине ХХ века крупнейший протестантский богослов столетия Пауль Тиллих, отвечая на вопрос, молится ли он, возразил: "Нет, но я медитирую"27. Ну, а конец века у нас у всех еще на памяти...

В православных странах ответ еще хуже: "Быть православным - значит быть русским (болгарином, сербом, румыном, греком)"... По верному наблюдению Георгия Федотова, "слишком много приходит в Церковь эстетов и инвалидов, жаждущих Византии, а не Христа"28.

Часто политические интересы и национальные чувства ставятся выше религиозного долга и духовной трезвости. Например, газета,в восприятии которой даже я являюсь экуменистом, сама публикует архиэкуменические тексты, вроде обращения к монаршим домам мира: "Все мы искренне радуемся за Ваших подданных, которых Господь не лишил заботливого монаршего попечения, и желаем им процветания и духовного возрастания под надежным государевым скипетром"29. А ведь православных государей в мире ныне нет. И если не является экуменизмом убеждение в том, что возможно духовное возрастание неправославных подданных под властью еретических монархов, - то что же такое экуменизм?.. Вообще, "Русский Вестник" - прекрасный пример модернистского вырождения Православия в игру. Люди, никогда и никого не приведшие в Церковь, путающиеся и в своих мыслях, и в богословии, на протяжении многих лет ведут кампанию - по сути - против всех современных православных проповедников.30 Люди играются в "ревнителей православного благочестия", не задумываясь о последствиях своих игр...

А вот еще один дивный образец подобного недомыслия: Обращение Центрального совета Общероссийского движения "Россия православная" по случаю Дня Победы заверяет, что мы не забудем "подвиг тех, кто по заповеди Христовой жизни свои положили на алтарь Победы" (Десятина. Газета православных мирян. М., 1998. № 3 [6]). Но ведь такой заповеди Христовой нет. Никогда Христос не призывал людей приносить свои жизни на "алтарь Победы". За ближнего своего - можно отдать душу