Кураев А

ХРИСТИАНСТВО НА ПРЕДЕЛЕ ИСТОРИИ

а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть. И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель" (Откр. 17, 10-11). Апокалипсис написан при императоре Домициане. Ему предшествовали пять императоров, плюс, который был прежде них и будет после. Кроме того, слова ап. Павла о "тайне беззакония, которая уже в действии" св. Викторин также полагает относящимися к Нерону, который "действовал" при жизни ап. Павла, но свою "тайну" вполне откроет в конце времен..

297 Victorin de Poetоvio. Sur l'Apocalypse et autres ecrits. Paris, 1997, р.108 (Sources chretiennes, 423). Надо заметить, что в антологии "Учение об антихристе в древности и средневековье" (Спб., 2000) перевод толкования св. Викторина на книгу Откровения выполнен по Патрологии Миня, то есть по той версии, что была в распоряжении патрологов в XIX веке. И только в 1916 г. была введена в научный оборот другая версия этой книги, свободная от позднейшей правки блаж. Иеронима. Именно она издана во французской патристической серии Sources chretiennes, и потому приводимые с этого издания фрагменты серьезно отличаются от тех, что опубликованы в петербуржской антологии.

298 Митрополит Мелетий. Печать антихриста в православном Предании. М., 2001, С. 45.

299 Отзыв экстраординарного профессора священника П. А. Флоренского на сочинение студента иеромонаха Варнавы (Беляева) на тему "Св. Варсонуфий Великий. Его жизнь и учение" // Богословский вестник. 1916, с. 179. Вообще отзыв Флоренского чрезвычайно интересен и в то же время отрицателен. Вот довольно типичный его отрывок: "Монашество предполагаешь "духовное окормление Старцем. На этой насущной необходимости старческаго окормления о. Варнава настаивает твердо и многократно. Что ж можно тут сказать, кромe одобрения? Но это одобрение и на о. Варнаву возлагает сугубую ответственность внимательнаго отношения к старчеству, - хотя бы в той области, которая для него сейчас доступна, - в научной. Разве не должен был о. Варнава, множество раз повторяющей слова "окормление", "окормлять", "окормляться", разве не должен он был поинтересоваться, что такое "окормление"? Однако, он ссылается тут на какую-то анонимную брошюру, в которой сообщается, между прочим, что "окормление есть такое воспитание опытным иноком инока молодого, когда старец своими наставлениями и советами как бы питает, кормит как мать маленькое дитя, и духовно растит его". Неужели ученому, монаху, специализировавшемуся в аскетике, не стыдно не знать, что "окормление" происходит не от окормить (=обкормить, перекормить, т. е. дать корму чрез меру), и вообще