Кураев А

ХРИСТИАНСТВО НА ПРЕДЕЛЕ ИСТОРИИ

налоговый номер и не делает. Наличие компьютерного номера у человека определяет траекторию его жизни не больше, чем наличие номера паспортного. Не может номер "определить" человека в том смысле, чтобы предписать ему путь жизни и тем самым лишить человека свободы.

Сама по себе компьютерная регистрация не в большей степени лишает человека свободы, чем обычная слежка. Так чего же мы боимся? Бог видит все наши поступки и даже мысли. Лишает ли это нас нашей свободы? Память о Боге и Его Суде может остановить нас от совершения греха. А память о слежке со стороны властей? Это неприятно, без всякого сомнения. Это недемократично - да. Но - что мы хотим спрятать от государственных компьютеров? Наши грехи? Ну что ж - если человека не удерживает от греха память о Божием Суде, то пусть хотя бы память о видеокамере остановит его556.

Если компьютерная слежка помешает нам грешить - то скорее мы должны быть благодарны этой узде, накинутой на нас (вспомним рассказ о старце, который привел блудницу на людную площадь и, когда она побоялась совершить грех в присутствии людей, сказал - "Как же ты боишься взглядов людей, а взгляда Бога, Который есть везде, не боишься?!").

Если же я делаю доброе дело - то какая мне разница - смотрят на меня, или нет. А уж если я не прячусь от видеокамер и слежки - так в том и вовсе нет никакого греха.... Неубедительно? Ах, да, простите, я забыл пояснить, что изложенное здесь есть мнение ап. Павла: "Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее" (Римл. 13,3).

Мои оппоненты ставят мне во грех - "Кураев не признает, что идентификация является угрозой для Богодарованной свободы человека"557.

Да, если свобода Богодарованная, то ту свободу, что в нас от Бога, а не от парламента, номера отнять не могут. Компьютерная слежка может угрожать человеческому своеволию, "демократии". Она чревата "утратой личных секретов"558. Но только при чем тут Благодать?

Я не собираюсь доказывать политическую стерильность и безопасность тотальной регистрации граждан. Что компьютерные досье и деньги могут угрожать гражданским правам человека - говорено (в том числе и мною) достаточно.

Я просто предлагаю не сливать воедино социологию и богословие. Я согласен с мыслью св. Игнатия о том, что "между духовной и гражданской свободой нет ничего общего"559. И полагаю, что в утверждениях, подобных тому, которое сделал некий греческий архимандрит, будто "Всесторонняя регистрация создает возможность