Кураев А

ХРИСТИАНСТВО НА ПРЕДЕЛЕ ИСТОРИИ

немало апокрифов. Один из них - апокрифическое "Видение праведного Иоанна Кронштадтского", из которого следует, что святой якобы еще в 1907 г. предвидел все подробности грядущих гонений. Об апокрифичности этого текста, опубликованного в "Жизни Вечной"353, говорит, например, такая деталь: "И мы пошли дальше. Смотрю: идет масса людей, страшно измученных, на лбу у каждого по звезде. Они увидели нас и закричали: "Помолитесь за нас, святые отцы, нам очень тяжело... Мы не получили печати дара Духа Святого, нас "звездили""..." Действительно, в 20-х годах вместо крестин комсомольцы людей "звездили" и "октябрили". Но предполагать, будто это советское новоязовское словечко было известно о. Иоанну в 1907 г., все же неверно.

По этому же признаку не могу считать подлинным и еще одно пророчество, приписываемое преподобному Серафиму ("Все то, что носит название "декабристов", "реформаторов" и, словом, принадлежит к "бытоулучшательной партии", - есть истинное антихристианство"). Словечки типа "бытоулучшательная партия" или "декабристы" вряд ли можно считать присущими языку преподобного Серафима...

Апокрифичны и рассказы о том, что святые предсказали государю Николаю Александровичу его мученический конец (эти предсказания приписываются то монаху Авелю, то преподобному Серафиму, то отцу Иоанну Кронштадтскому). Известно, что вскоре после отречения Николай Александрович был спрошен, где он пожелал бы провести время до Учредительного собрания, которое должно было определить судьбу монархии в России, и он ответил, что - в Ливадии. Мне трудно представить, что человек, сознающий, что до мученической кончины ему остаются считанные дни, высказывает пожелание провести эти летние дни в курортном дворце. "А мы-то все так рассчитывали на долгое пребывание в Ливадии" (Запись от 28 июля 1917 г. в "Дневнике" государя). Были и планы выезда царской семьи в Англию, находившие полное одобрение государя... Рассказ о пророчествах должен быть признан недостоверным, ибо мы никак не сможем понять все его, императора, действия (и во время царствования, и во время содержания под стражей), если каждый раз будем представлять себе человека, которому возвещено, что он мученически завершит свою жизнь. Или - если будет доказано, что такие предсказания все же были, - нужно будет признать, что они остались неизвестны государю.

Увы, эти апокрифы пробуют вводить даже в богослужебные тексты. Так, например, в самочинно, без согласования с Синодальной богослужебной комиссией, написанном каноне государю говорится: