Кураев А

ХРИСТИАНСТВО НА ПРЕДЕЛЕ ИСТОРИИ

стилем Евангелия и Послания и стилем Апокалипсиса. Во-первых - безупречный греческий язык, они красноречивы, убедительны в рассуждениях, хорошо построены; в них не найдешь ни иностранного слова, ни ошибок в языке, ни новых придуманных слов; видно, что Господь одарил их автора двойным даром: даром знания и даром слова. Что автору Откровения даны были и ведение, и знания, и дар пророчества, я не спорю, но вижу, что пишет он по-гречески неправильно, пользуется иностранными словами и делает ошибки в языке. Составлять их список необходимости нет. Я говорю все это не в насмешку (да никто так не подумает), но для того, чтобы ясно показать разницу этих произведений" (Евсевий Памфил. Церковная история 7, 25).

Сам Евсевий Памфил говорит, что "Из писаний Иоанна, кроме Евангелия, бесспорным и сейчас, и в старину признается Первое послание. Два остальных оспариваются, мнения об Апокалипсисе расходятся и доныне" (Церковная история 1, 24). Св. Амфилохий Иконийский в послании к Селевку (ок. 384 г.) свидетельствует о тех же сомнениях: "Откровение же Иоанново иные причисляют к священным книгам, а многие называют неподлинным". Св. Кирилл Иерусалимский свои размышления об антихристе ведет без ссылок на Апокалипсис: "Учим же сему, не своим изобретая умом, но дознав из Божественных уцерковленных Писаний, особливо же из читанного недавно Даниилова пророчества"499. Не упоминает Апокалипсис и св. Григорий Богослов при перечислении священных книг500.

В начале V cтолетия латинскому писателю блаж. Иерониму известно, что "церкви греческие по свободе не принимают Апокалипсиса Иоанна"501.

О том, насколько мало был известен Апокалипсис на Востоке, свидетельствует и число копий: если от 1 тысячелетия до нас дошло 2328 экземпляров греческих рукописей Евангелия, то Апокалипсис сохранился лишь в 287502. Грузинская Церковь более полутысячи лет (c IV по X) жила, не используя книгу Откровения (она был переведена на грузинский язык лишь в Х веке)503. В русской "Кормчей" патриарха Иосифа (1650 год) в списке канонических книг не упоминает Откровение. Затем следует пояснение: "неции же от других разчитании к почтеным в сием правиле книгам повелевают чести и премудрость Соломони и Июдифь, и Товию, и Откровение Иоанна Богословца"504.

Примечательно также, что из всех Отцов лишь очень немногие дерзнули дать толкование Апокалипсису: святитель Мефодий Олимпийский, чей труд не дошел до нас, св. Викторин Петавийский, чье творение было найдено лишь в 1916 году,и святитель Андрей Кесарийский [ VI в.], св. Арефа, архиеп.