Кураев А

ХРИСТИАНСТВО НА ПРЕДЕЛЕ ИСТОРИИ

борьбу с Церковью88.

Христианство победило. Но прошли века. И незаметно все опять начало меняться. Годами и столетиями труд многих "субъектов исторического процесса" приближал момент, когда в истории христианского человечества произойдет решающая подмена, - и произойдет она так, что будет уже почти незаметной...

Впрочем, что строить гипотезы. Вспомним реальный и совсем недавний опыт противостояния христиан языческому государству. Христиане были самые обычные : русские беженцы, ушедшие в Китай во время Гражданской войны. Там их застала японо-китайская война. Маньчжурия оказалась оккупирована японцами - "цивилизованной нацией", вдобавок "веротерпимыми буддистами".

Для всех людей, занятых на государственной службе (в том числе и в школах), стало необходимым участие в японских государственных церемониях. Учитель русской школы рассказывает: ""Ежедневно во время утренних церемоний мы кланяемся государственным флагам, поем гимны Маньчжудито <Маньчжурии> и Ниппон <Японии>... Делаем глубокие поклоны в сторону резиденций императоров этих стран, а в особые дни - и в сторону храма Кенкоку-симбио, посвященного богине Аматерасу"..."89

Вскоре все госслужащие должны были принести присягу на верность. "В первом пункте "Наставления" <верноподданным> говорится: "Мы, верноподданные, должны благоговейно почитать богиню Аматерасу Оомиками"90.

И. Дьяков, чьи воспоминания сейчас цитируются, был в то время инспектором русских школ одной из маньчжурских губерний. В русской школе в присутствии казачьих атаманов и благочинного проходит собрание, на котором зачитывается "Наставление". Тут же представитель русской общины клянется следовать полученным указаниям... "Я невольно взглянул на отца благочинного, стараясь определить впечатление, произведенное на него этими словами, но отец Прокопий, к сожалению, сидел с опущенной головой; тогда я перевел взгляд на атамана и молодежь. На их лицах была написана безнадежная покорность, безразличие и скука"91... "2 января 1943 г. <начальник военной миссии>, протянув мне текст "Наставления верноподданым", сказал: "Вот, инспектор, "Наставление". Будьте добры разослать его директорам школ с вашей инструкцией о безоговорочном проведении его в жизнь". Я спокойно ответил: "Простите, господин начальник, этого сделать не могу... Первый пункт "Наставления" противоречит моим убеждениям". - "Точнее выражайтесь, инспектор", - строго сказал начальник. "В первом пункте "Наставления" говорится, что все верноподданные должны благоговейно