Кураев А

ХРИСТИАНСТВО НА ПРЕДЕЛЕ ИСТОРИИ

наглядно-знакомое - "доллар".

Возьмите долларовую банкноту и измерьте линейкой ее ширину. И получится у вас, что ширина любого доллара - 66,6 мм. Причем, в отличие от валют других стран, долларовые банкноты одинакового размера - они не разнятся в зависимости от величины номинала. И бумажка в один доллар и в сто - все они одной ширины (в длину же доллар составляет 6 дюймов с небольшим)258. И все несут в себе тревожное число. Значит ли это, что в США вообще не осталось ни одного христианина? Значит ли это, что о. Серафим Роуз, живший в Америке, принял печать сатаны?259

Этот пример с долларом - не ответ на вопрос о том, можно ли брать предметы с такой символикой. Это - лишь обнажение вопроса, его наличия и его сложности.

С точки же зрения церковной истории ответ на этот вопрос ясен: да, может! "Для чистых все чисто" (Тит. 1,15). "Случилось некогда святому старцу послать ученика своего принести воды из колодца. Когда он пошел, то увидел внизу аспида, и не почерпнув воды, возвратился и сказал ему: "умрем мы, авва, ибо я видел аспида в колодце." Он же внушал ему не бояться и качая головою сказал: "если захочется сатане, чтобы в колодце был змей или аспид, и попал в источники вод, неужели ты никогда не будешь пить?" И пошел старец, и сам зачерпнув полный сосуд, первый попробовал говоря: "где возложен крест, там не имеет силы никакое зло" (Древний Патерик 20,23).

Разбирая вопрос о том, крещен ли человек, который желал креститься в православной вере, но священник, крестивший его, оказался невером или еретиком, блаж. Августин отвечает: "Я не пятнаюсь злой совестью другого тогда, когда она мне неизвестна и могу сделаться чистым... Но если я пятнаюсь злой совестью крещающего, то пятнаюсь и тогда, когда она мне неизвестна.. Я не знаю совести человека, но я знаю милосердие Христа" (Против книги Петалиана 1.1,2,3 и 6,8).

В Турецкой империи каждый Константинопольский патриарх и каждый епископ, будучи избранным, нуждался в султанском берате, подтверждавшем его духовный и светский авторитет1. Причем документы, касающиеся православных подданных, сопровождались мусульманскими формулами ("Во имя Аллаха...")260. В языческих странах государственные документы сопровождались и сопровождаются упоминаниями и изображениями соответствующих божеств. Но если государство вписывало имя христианина в бумагу, на которой государство же исповедовало свои религиозные взгляды - то христиане не считали, будто такого рода процедуры лишали их общения со Христом. Для совести важно - что написал я, а не то,