Кураев А

ХРИСТИАНСТВО НА ПРЕДЕЛЕ ИСТОРИИ

уничтожения религии. То есть - один из путей к миру безрелигиозному, к миру без Христа.

И еще одна подмена: рериховка вдруг начинает говорить о возможности спасения через благодать Христа. Но как же она забыла слова Елены Рерих: "Никто не может спасти другого. Лишь собственными усилиями подымается дух в сужденные прекрасные миры"? (Письма Елены Рерих, 1932-1955. С. 416). При чем здесь любовь и благодать Христовы, если Рерих предписывает под "благодатью" понимать лишь собственные излучения самого человека: "Благодать вполне реальное вещество высшей психической энергии... Психическая энергия, конечно, проистекает от каждого организма, ее имеющего, но нужно, чтобы получить прямой эффект, собрать и фокусировать ее сознательно" ((Иерархия, 229)? "Психическая энергия есть синтез всех нервных излучений" (Письма Елены Рерих, 1929-1938. Т. 2. С. 273).

Однако Кураев все бьется и бьется в эту открытую дверь: "Когда-то мне не давал покоя вопрос: почему история кончается. Почему - при всех наших грехах - Творец не даст шанса еще одному, незапятнанному, поколению? Потом я увидел: история нужна, пока у человека есть свобода. Когда свобода последнего выбора отнимается - створки истории схлопываются. Движение невозможно" (Сатанизм для интеллегенции... Т. 1. С. 367).

Логика ясна, но логика эта типично сатанинская: известно, что Бог дал человеку свободу воли и дар этот свят. Его не может отобрать даже Сатана и лишь ограничивает, урезает свободу человека пропорционально его греховности. Поэтому-то святые, духовно высокие люди были абсолютно свободны даже в лагерях. И наоборот. Свобода, согласно Д. Андрееву, остается даже в адских магмах. В каком же аду обитает Ваша несчастная душа, дьякон Андрей?! Помоги Вам Бог!

Во всех моих рассуждениях на темы конца истории всегда четко говорится: не сатана и не антихрист магическим образом отнимают у людей свободу, но люди сами выпускают ее из рук. Тут еще один повод отметить, насколько же капризно и бездоказательно рериховское обращение с христианскими текстами. Как легко рериховцы готовы выдумывать факты и насиловать реальность.

Лучше бы моя критикесса подумала над тем, как согласовать ее фразу о том, что свобода есть дар человеку от Бога (эта мысль является и верной, и традиционно-христианской) с оккультными представлениями о "карме", безжалостно-автоматической, безличностной и всеобъемлющей. Пусть она вспомнит суждение Е. Рерих: "Не легко человеку принять истину о его зависимости. Ведь ту цепь существований не прервать, не