Кураев А

ХРИСТИАНСТВО НА ПРЕДЕЛЕ ИСТОРИИ

это звучит яснее: "да научит в лести и тме прелщенныя держати". Принявшие печать приобретают "науку" - как других прельщенных держать во тьме и лжи. Внешний штамп, полученный без сочетания воли с духом антихриста, вряд ли способен вызвать в человеке такой энтузиазм.

379 Святитель Иоанн Златоуст. Толкование на 2 послание к Фессалоникийцам. 4,1 // Творения. СПб., 1905. Т. 11. Кн. 2. с. 599.

380 Преп. Ефрем Сирин. Слово 38, на пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихристово // Творения. Ч. 2. Сергиев Посад, 1908, С. 253.

381 Преп. Ефрем Сирин. Слово 38, на пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихристово // Творения. Ч. 2. Сергиев Посад, 1908, Сс. 257-258.

382 Блаж. Иероним Стридонский. Письмо 97 (121), Алгазии, 11 // Творения. Ч. 3. Киев, 1903, с. 217.

383 Блаж. Феодорит Кирский. Сокращенное изложение божественных догматов // Творения. М., 1859, ч. 6. с. 82.

384 Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Стефан Яворский. Сказание об антихристе. Догмат о святых иконах. М., 1999, С. 80.

385 Димитрий, митрополит Ростовский и Ярославский. О Кресте. М., 1855, С. 295.

386 Еп. Игнатий (Брянчанинов). Аскетическая проповедь. 44,1 // Творения. Ч. 4. Спб., 1886, С. 302.

387 Беседа о Аврааме // Материалы для истории раскола за первое время его существования под ред. Н. Субботина. Историко и догматико-полемические сочинения первых расколоучителей. Ч.2. Сочинения бывшего юрьевецкого протопопа Аввакума Петрова. М., 1879, С. 363.

388 Профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии архим. Ианнуарий имел все основания так резюмировать церковную позицию: "никакая внешняя идентификация ни малейшего отношения к "начертанию" из Апокалипсиса не имеет. Ибо "начертание" (как бы его ни толковать применительно к конкретной ситуации) обязательно предполагает отречение от Христа (апостасию) и требование поклонения тоталитарному государству (зверю) с его религией и идеологией безграничной власти, силы и богатства. То или иное "начертание" или печать не предшествует отступничеству, но запечатлевает уже совершившееся отступничество от Бога и Христа Его, уже принесенную жертву поклонения Ваалу и Молоху сатанократии. С той или иной переписью населения, под номерами или без них, рассматриваемый нами текст Откровения не имеет ничего общего. Здесь экзегету делать нечего" (Архим. Ианнуарий (Ивлиев). Экзегеза отрывка из Апокалипсиса (Откр. 13,15-18) в связи с проблемой ИНН. Доклад на VII Пленуме Синодальной Богословской Комиссии).

389 Св. Иоанн Златоуст. Творения. СПб., 1901. Т. 7, с.585.

390 Хук С. Г. Мифология Ближнего Востока. 1991, с. 146-147.

391 Еврейская Энциклопедия.