Кураев А

ХРИСТИАНСТВО НА ПРЕДЕЛЕ ИСТОРИИ

неповиновению".

Эти слова из деяния Архиерейского Собора 2000 г. говорят о Церкви, а не об отдельных священнослужителях или мирянах, самочинно дерзающих говорить от имени Церкви.

Изумительно - как иеросхимонах Рафаил присвоил себе право общецерковного учительства, адресуя свои послания не своим духовным чадам, но, подобно папским энцикликам всем вообще - urbi et orbi ("Дорогие архипастыри и пастыри, отцы, братья и сестры Русской Православной Церкви"484)... Разве о. Рафаил, а не патриарх Алексий был на Поместном Соборе избран быть устами Церкви? Не есть ли дерзновение о. Рафаила восхищение непринадлежащей ему власти и тем самым повторение греха Саула?485

Что произошло в связи с проблемой ИНН? Священноначалие "вступило в прямой диалог с властью по возникшей проблеме"? - Да. "Призвало народ..."? - Нет! В отличие от иннэнистов, Собор не опознал в борьбе с ИНН и глобализмом "долг" христианина, а в принятии новых законов не увидел угрозы для духовной жизни человека (ибо "духовная жизнь" и гражданская - не одно и то же).

Ну, не обязан христианин политическими методами бороться против светской, даже антихристианской власти! Если кто-то сможет протестовать, не вредя при этом своей душе, не компрометируя при этом нашу веру и нашу Церковь, не осуждая тех, у кого нет аналогичных талантов, не выдавая свое делание за единственно приемлимое для христианина, за норму и критерий церковной жизни - Бог ему в помощь!

Но если кто-то пожелает остаться вдали от политических битв, пожелает вести просто христианскую (семейную или монашескую) жизнь, то и такой человек не станет чужим для Церкви.

Прочитав кличи "все на стояние!", "все - на протест!", я от газетного листа поворачиваю глаза зрачками внутрь и спрашиваю себя: а кто меня поставил "дежурным по апрелю"? Возложено ли на меня, именно на меня послушание по борьбе с "глобализмом"? Мое ли именно дело "спасать Россию"? По силам ли мне такая работа? Не отвлечет ли это самовольно взятое на себя "ратование" от исполнение какой-то более обыденной, но зато конкретной полезной работы?

Вот, например, 11 февраля 2001 г. после моей лекции в Одинцове на сцену местного молодежного центра вышел церковный хор... Воспользовавшись паузой, я вышел в фойе, чтобы ответить на вопросы. Ко мне подошел юноша с жизненно важным для него вопросом - "как Бог относится к наркоманам, которые умирают от наркоты?". За те минуты, что я в уголке шептался с наркоманом о его судьбе и о его душе - несколько раз ко мне подходили озабоченные "глобальными проблемами"