Кураев А

ХРИСТИАНСТВО НА ПРЕДЕЛЕ ИСТОРИИ

и сознательное отречение от Господа и Спасителя приводит к погибели", они комментируют: "Это - сущая ересь. Если так рассуждать, то все, скажем, искренне верующие католики, монофизиты, протестанты, все они идут по пути спасения. Кроме того, члены - по-видимости - Православной Церкви - не отрекавшиеся от Спасителя, но проводящие жизнь во лжи, разврате, хищениях, также не идут по погибельному пути"436.

Понятно, что человек может в ежедневных житейских заботах замотать свою же память о своем горнем призвании. Он может незаметно подменить истинное служение Христу чем-то самовымышленным и фальшивым. Вопрос в другом: может ли эта подмена быть произведена в нем внешним, технологическим воздействием. Об этом и было послание Патриарха. При условии жизни по заповедям Христовым и церковным может ли не номинальный, и искренний христианин быть лишен связи со Спасителем по сигналу со спутника или из-за того, что на одной из бумажек, где упоминается его имя, кто-то допишет языческий знак?

Вроде бы согласен со мной критикующий меня "зарубежный" "священник Тимофей": "Неподконтрольною может оставаться лишь самая святыня человеческого духа - его совесть и произволение. Вот здесь и находится та (по выражению Кураева) "Богообразная свобода, что дарована нам Творцом". С учетом этой свободы поведение человека в принципе до конца непрогнозируемо... Сила печати антихриста, по согласному мнению святых Отцов, будет в добровольности ее принятия. Насильственно она или вовсе не будет ставиться, или не будет иметь должной силы. Как это может происходить, если под печатью мы станем понимать эту проклятую микросхему, предсказать сложно"437. Но отчего же тогда издатели "Православия или смерти", перепечатывающие этот текст, "о. Тимофею" прощают этот тезис, зато всем остальным - начиная от Патриарха Алексия и архим. Иоанна (Крестьянкина) и кончая мною - ставят такие же суждения в вину, и даже более того - именуют ересью ("В послании архим. Иоанна высказаны две ереси: очевидная ересь "сознательности" спасения, и в менее явном виде, но не менее опасная ересь "штатной Церкви""438)?

К сожалению (и позору нашему), не антихрист своей магической властью лишит людей свободы и тем самым навяжет нам свою власть, но люди сами примут такой образ жизни и такую систему ценностей, что изгонят из своей жизни Христа. И когда в их мыслях не будет места для стремления ко Спасителю - тогда и появится на их челе "печать зверя". Когда в своих действиях люди встанут на путь беззакония, при этом оправдывая