Кураев А

ХРИСТИАНСТВО НА ПРЕДЕЛЕ ИСТОРИИ

Евангелия предварит конец истории, выводил, что антихрист не сможет явиться прежде, нежели будет уничтожено идолослужение: "Не думайте, что враг явится ныне, ибо прежде истребится удерживающее идольское заблуждение и утвердится проповедь Евангелия, а уже потом явится беззаконник"330. У преп. Ефрема Сирина по такой же логике "удерживающим" оказывается иудейское служение331. По пониманию преп. Ефрема ап. Павел уговаривает трепещущих: наши нынешние болезни - не признак Второго Пришествия. Сначала мы еще победим, а лишь затем будем обмануты. Но сейчас - не верьте, будто наступает уже день Господень. Нам еще слишком много надо успеть сделать ради Евангелия...

И вот, парадоксальным образом получается, что миссионерская леность православных способствует продлению мировой истории...

Правда, св. Иоанн Златоуст эти пророчества Христа относил только к поколению апостолов и к разрушению Иерусалима. В его понимании апостолы сначала должны были разнести Евангелие по вселенной, и лишь затем настал бы конец Иерусалима (а не самой вселенной)332. Но позднее митрополит Стефан (Яворский) пояснил, почему нельзя ко временам апостолов относить исполнение заповеди Христа о проповеди Евангелия "всем народам" - "понеже не у (еще не - А.К.) проповедано бысть всем языком, ибо на востоце и на западе многа и пространна зело царствия обретошася, идеже ни следа, ни памяти проповеди Евангелия обрести мощно. Того ради ясно дается зрети, яко не у прииде кончина мира и не у прииде в мир антихрист... Свет земли новый, нынешними времены изобретен, от апостолов не бысть познан, ниже знаем бяше от человек, но изобретеся мало нечто пред нашими времены"333.

А вот еще одно место Писания, неудобное для проповеди сиюминутного конца света: "О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия, ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью. Ибо, когда будут говорить: "мир и безопасность", тогда внезапно постигнет их пагуба" (1 Фес. 5,1 - 3).

Для кого написаны эти сроки? Для предупреждения православных или еретиков? А где сейчас "мир и безопасность"? В православных странах или в протестантско-католических? Сейчас не время антихриста хотя бы потому, что сейчас в православных странах нет ни мира, ни безопасности. Если считать, что сейчас времена самые что ни на есть последние, то придется сделать неожиданный вывод: оказывается, Писание написано для протестантов, ибо именно в их странах сейчас царят "мир и безопасность".

Интересно, кстати, напомнить, что в 70-х -