Кураев А

ХРИСТИАНСТВО НА ПРЕДЕЛЕ ИСТОРИИ

по отношению к слабым как львы, а по отношению к сильным как собаки, всюду сующие свой нос и пресмыкающиеся чаще у дверей людей влиятельных, нежели у дверей людей мудрых. Один из них хвалится своим благородством, другой - красноречием, третий - богатством, четвертый - своими связями, а те, кто не могут похвалиться чем-нибудь подобным, хвастаются пороками" (Святитель Григорий Богослов)751.

"Предлогом споров у нас Троица, а истинною причиной - невероятная вражда"752.

"По-видимому, настоящая жизнь наша во всем оставлена без Божия попечения, которое охраняло Церкви во все времена, нам предшествовавшие"753.

"Где смыло землю стремительным потоком, там остаются одни мелкие камни. Страшный же, изрытый пропастями овраг, - это мы, то есть наше, забывшее чин свой, сословие; это мы, не на добро восшедшие на высоких престолах, мы, председатели народа, учители прекрасного <...> И эта решетка <речь идет об алтарной преграде, прообразе нынешнего иконостаса> отделяет нас не нравом, а высокомерием"754.

"Иные пороки по временам то усиливались, то прекращались; но ничего никогда и ныне, и прежде не бывало в таком множестве, в каком ныне у христиан сии постыдные дела и грехи"755.

"А Церкви почти в таком же положении, как и мое тело: не видно никакой доброй надежды: дела непрестанно клонятся к худшему"756.

"Епископы, состоящие со мною в общении, по лености ли, по подозрительности ли и не искреннему расположению ко мне не хотят вспомоществовать мне. Не помогают мне ни в чем самонужнейшем"757.

"Я, быв когда-то на духовных празднествах, встретил едва одного брата, который, по-видимому, боялся Господа, но и тот был одержим диаволом. Много, правда, слышал я и душеполезных речей; впрочем, ни в одном из учителей не нашел добродетели, соответствующей речам"758.

"Очень прискорбно мне, что отеческие правила уже не действуют и всякая строгость из церквей изгнана"759.

"Любовь охладела, разоряется учение отцов, частые крушения в вере, молчат уста благочестивых... И хотя скорби тяжкие, но нигде нет мученичества, потому что притеснители наши имеют одно с нами именование"760.

"Когда обращаем внимание на дела, приходим о себе в полное отчаяние. Расслабевает вся Церковь"761.

"Здешними жителями ни один род жизни не подозревается уже столько в пороке, как обет жизни подвижнической"762.

"Кого обучал, возвратились к прежнему навыку жизни"763.

"Господь видимым образом оставляет нас, в которых от преумножения беззакония иссякла любовь"764.

"Тогда, в древние времена, мы, христиане,