Кураев А

ХРИСТИАНСТВО НА ПРЕДЕЛЕ ИСТОРИИ

выходить с заголовком "От среды до пятницы", поясняя, что под средой имеется в виду день предательства Христа советом архиереев и Иуды, а под пятницей - день осуществления анти-Христова заговора. Мол, предательство уже состоялось: "Все было хорошо, пока прошлым великим постом Святейший Патриарх во всеуслышание не заявил: "Греха в том нет: пользуйтесь хоть номером, хоть электронным паспортом". И тут все закрутилось... Да дело-то уже сделано, и все последующее не более, чем спектакль, тешащий самолюбие профанов"589. Что ж - перед нами традиционное сектантское бегство из истории: раз все идет не по моему сценарию, раз начальство меня не слушает - значит, конец всему... Так что же такое оставшееся время мировой и церковной истории: подмостки для пустого спектакля или же поле для труда?

Помимо того, что нынешний полустанок еще не есть конечная станция, стоит припомнить, что у христианина могут быть обязанности по отношению к тем пассажирам, что едут в этом несчастном поезде рядом с ним. Забыв об этих обязанностях, забыв о том, что срок катастрофы нам все же не открыт, век за веком в русском церковно-народном сознании всплывал один и тот же идеал побега:

Уйду в лес еловый,

Лягу в гроб сосновый.

Буду там лежать,

Конца света поджидать.

Ангелы вострубят

И меня разбудят.

Это - русский духовный стих XVII-го века. Пусть в прозе, пусть не с такой степенью наива (а, значит, и не с такой степенью извинительности) , но нынешние иннэнистские издания по сути говорят то же самое...

Связь церковных людей с обществом отнюдь не только пагубна. Еще она бывает весьма полезна для общества (да и для самой Церкви).

Поясню на своем примере: налоговый номер мне пока предлагали принять только в МГУ. Пока я отказывался. Но если однажды принятие номера мне поставят условием для продолжения моих лекций в МГУ? Тогда я заполню надлежащую анкету590.

Не из страха (ибо тут не было и не будет никакой угрозы).

Не из тщеславия или желания комфорта - если бы я искал денег или славы, я бы начал как раз протестовать против ИНН, ибо добрая церковная слава создается именно в монастырях. Сегодня легче всего сделать себе "имя" на волне протестов; легче и моднее быть "диссидентом". Мои же выступления в поддержку Синодального определения об ИНН и против некоторых монашеских листовок скорее создают мне дурную славу591.

ИНН я принял бы не из желания сохранить университетскую зарплату - моя зарплата в МГУ совершенно символическая, и я вполне готов читать там лекции и вовсе