Кураев А

ХРИСТИАНСТВО НА ПРЕДЕЛЕ ИСТОРИИ

правы те (как оккультисты, так и христиане), кто говорит о приближении последних сроков, то скоро этот вопрос перестанет быть книжно-теоретическим. Скоро все может стать очевидным. И если даже в сумятице и неразберихе предпоследних "чудес" и "пророчеств" человек сможет защитить свою душу от дыхания оккультизма ("печати антихриста"), что ж, - "значит, нужные книги ты в детстве читал".

НУЖНА ЛИ ПОРЯДОЧНОСТЬ В "ПОСЛЕДНИЕ ВРЕМЕНА"?

О книге прот. Георгий Городенцева "Прав ли Кураев?" (Одесса, 1999)

Непроста судьба русского языка на ставшей самостийной Украине. Вот, для примера, читаю я постановление собрания священнослужителей Одесской епархии 31 июля 1998 года: "Разрешить верующим Одесской епархии - каждому по его выбору и желанию - отказаться от принятия идентификационного кода"893. Читаю - и думаю: по правилам русского языка, если человеку что-то разрешается сделать по его выбору и желанию - значит, разрешающий предполагает, что если тот, кому выдано подобное разрешение, им все же не воспользуется, то он ничем не прегрешит в глазах выдавшего ему разрешение. Если мне говорят: тебе разрешается пить Кока-колу, а я все же упрямо буду пить квас - то тем самым мое поведение никак нельзя будет назвать греховным. Если духовник сказал: "В этом посту тебе разрешается, если пожелаешь, пить молоко", а я его все-таки не пил - я ничем не согрешил. Значит, по правилам русского языка и правилам логики, одесское постановление, разрешающее не брать налоговые регистрационные номера, не считает согрешающими тех, кто этот номер без всякого смущения возьмет.

Вполне мудрая и взвешенная позиция: епархия не призывает верующих к массовой акции гражданского неповиновения, предоставляя каждому действовать "по его выбору и желанию". Епархия не грозит церковными прещениями тем, кто уже получил регистрационные номера. При этом она не собирается наказывать и тех, кто по велению своей смущенной совести пробует уклониться от государственной перерегистрации.

Такая спокойная позиция тем более естественна для епархии, что она как раз начала строительство нового большого собора в Успенском монастыре. Подобное строительство, естественно, невозможно без наличия банковских счетов у епархии. А банковские счета на Украине не открывают, если лицо, распоряжающееся этим счетом, не имеет налогового регистрационного номера. Значит, у самой епархии идентификационный код есть - а потому пугать прихожан идеей несовместимости "кода" и Христовой благодати ей как-то не с руки...