Кураев А

ХРИСТИАНСТВО НА ПРЕДЕЛЕ ИСТОРИИ

И помогали языческой армии и своим мечом и своими молитвами: "Во время похода Марка Аврелия в Германию христианские воины молитвами своими испросили у неба обильный дождь тогда, как армия крайне нуждалась в воде"446. Но если от них требовали не гражданской лояльности, а религиозного поклонения богам империи - они свое мужество обращали против империи. Граница допустимой лояльности и недопустимого сервилизма ревностнейшему Тертуллиану представлялась так: "Если допустят, что можно, будучи магистратом, не совершать жертвоприношений, не решать вопросов об имуществе и жизни граждан, не присуждать их к заключению в тюрьме или к пытке, тогда можно решить, что христианину дозволительно быть магистрантом" (Тертуллиан. Об идолах. 18). Потом, правда, христиане сочли, что все условия, кроме первого, для них необязательны...

А для византийского взгляда несомненно антихристовой являлась власть магометан447. В канун падения Константинополя греческие проповедники величали султана Мохаммеда II "предтечей антихриста". Но стоило ему воцарится в Царьграде - и вот уже из его рук принимает знаки патриаршего достоинства назначенный им константинопольский патриарх Геннадий (знаменитый антилатинский проповедник Георгий Схоларий)448.

И затем потянулись столетия мученичества и ... лояльного послушания. Огромной муки стоило православным подданым Турецкой империи провести черту между тем, чего требовала от них лояльность к иноверной власти и тем, чего желало их христианское сердце. Увы, для нашего современного сознания опыта этих веков как бы вовсе не существует. А оттого и московский патриарх Сергий, по сути лишь перенесший опыт Ближнего Востока и Балкан в советскую Россию, кажется модернистом и еретиком-выдумщиком...

Но вот его предшественник - вселенский патриарх Григорий V. Когда в 1807 г. под Константинополем появился английский (все же - христианский) флот, по приказу султана Селима III граждане бросились на укрепление города. И тогда константинопольский патриарх Григорий V тоже пришел к береговым укреплениям, своими руками носил землю и побуждал к тому же других христиан (за что получил благодарность султана)449.

Но в период подготовки греческого восстания 1821 года этот патриарх тайно поддерживал заговорщиков450. Когда же после начала восстания стало известно, что во всех мечетях столицы был прочитан секретный фирман султана, которым все правоверные подданные империи по имя пророка и Корана призывались к джихаду и поголовному истреблению "ромейской