Ричард Кавендиш

Учебник чёрной магии

свет). От нее произошел еще ряд эманации. В

общей сложности их было десять, и в каждой следующей эманации содержалось

все меньше и меньше божественной субстанции. Эти десять эманации называют

сефирот (множественное число от древнееврейского "сефира"), что означает

"счисления" или "категории". В книге "Зогар" характерным для

каббалистических текстов запутанным и парадоксальным языком поясняется:

"Древний из Древних, Непознанный из Непознанных имел форму и не имел

формы. Он имел форму, посредством которой сохраняется мир, и не имел

формы, ибо он непостижим. Сперва приняв форму Когда душа только покидает

Бога и движется к Земле через небесные сферы, по дороге она принимает

свойства каждой из сфер по очереди. Например, в сфере Марса она получает

отвагу и свирепость, а в сфере Венеры - способность любить. Эти качества

постепенно окутывают душу концентрическими слоями, последним из которых

становится физическое тело. В результате душа становится похожей на

луковицу, покрытую несколькими оболочками, уподобляясь луковицеобразному

космосу (только оболочки души располагаются в обратном порядке по

сравнению с космическими оболочками Земли). Когда человек умирает, душа

сбрасывает эти оболочки: сначала - физическое тело, а затем, восходя через

небесные сферы к Богу, - и другие слои, один за другим. В Каббале также

принято учение о нисхождении и восхождении души через космические сферы,

хотя здесь насчитывается не девять сфер, а десять, ибо каббалисты испытали

влияние пифагорейской мысли. Земле тоже соответствует отдельная сфера -

последняя из сефирот. Над ней располагаются семь сефирот, соответствующие

семи планетам, а еще выше - две сефирот, соответствующие сфере неподвижных

звезд и Перводвигателю. Человек соединяется с Богом, поднявшись вверх по

лестнице сефирот и достигнув их источника. Каждую сефиру сторожат ангелы,

принадлежащие к одному из ангельских чинов; эти стражи пытаются остановить

душу в ее восхождении и отправить ее обратно на Землю. Кроме того, в

низших сферах обитает множество злобных существ, подстерегающих

невежественные и беспечные души. Многие каббалисты вели праведную и

безгрешную жизнь, но в жилах каббалистического учения струится языческая

кровь чародейства и магии. Одно из основных положений Каббалы состоит в

том, что смерть не является обязательным условием для восхождения души к

Богу. Душа способна взойти по лестнице сефирот, оставаясь в физическом

теле, и человек может стать земным Богом. Десять