Ричард Кавендиш

Учебник чёрной магии

как этап роста Философского

Камня напоминает об аристотелевских испарениях, сгущающихся в недрах земли

и превращающихся в металлы и минералы.

В ходе следующего этапа - ферментации - материал в сосуде приобретает

желтый цвет и становится золотом. Многие алхимики утверждали, что на

данной стадии следует добавить в сосуд обычное золото, чтобы ускорить

естественное развитие Философского Камня до состояния золота. Не будучи

еще полностью совершенным, Камень все же приобретал теперь способность

трансмутировать неблагородные металлы. Он становился ферментом, закваской,

способной пропитывать и активизировать неблагородный металл и подстегивать

его развитие, - точь-в-точь как дрожжи пропитывают тесто и заставляют его

всходить. Это качество характеризует душу Философского Камня, огненный,

активный компонент, который возбуждает и оживляет неблагородный металл.

Таким образом, в процессе ферментации душа Камня соединяется с уже

очищенным телом. Петрус Бонус поясняет, что Камень не может изменять и

окрашивать другие металлы до тех пор, пока сам он не изменится и не

окрасится, "и таким образом наш Камень посредством некоего

пищеварительного тепла, проявляющего его потенциальные и скрытые свойства,

делается способным ферментировать, видоизменять и преображать металлы,

...как только мастер увидит, что поднимается белая душа, он должен в то же

мгновение присоединить ее к телу *". На стадии экзальтации происходит

последняя перемена цвета материала - рубедо, или покраснение. Судя по

всему, алхимики обнаружили, что на последних этапах Делания материал в

сосуде становится крайне нестабильным. Однако экзальтация должна привести

все компоненты Камня в единство и гармонию, не подверженную более никаким

изменениям. Душа и тело, объединенные в процессе ферментации, теперь

соединялись с духом, и Камень становился стойким и стабильным. Жар в печи

доводили до максимально возможной температуры, и взору взволнованного

алхимика предстает то чудесное зрелище, ради которого он столько трудился

в поте лица, - рождение Философского Камня, совершенного красного золота,

Красной Тинктуры, или Красного Эликсира, Единого. На пятый день Творения,

создав всех живых существ, кроме человека. Бог велел им "плодиться и

размножаться", а позднее повторил это повеление, обращаясь к Адаму и Еве.

Таким образом, новорожденному Камню недостает теперь только одного

качества, которое, впрочем, уже присутствует внутри его в латентной форме,

а именно - способности