Ричард Кавендиш

Учебник чёрной магии

параллель между алхимией и

психоанализом, писал: "И вправду горько открывать, что за твоими

возвышенными идеалами кроются узкие, фанатичные - и тем более дорогие тебе

- предубеждения, а за претензиями на героизм таится не что иное, как

грубый эгоизм, инфантильная жадность и самодовольство. Эта болезненная

стадия коррекции - неизбежный этап всякого терапевтического процесса"*.

Испытание горькими водами ведет к следующей стадии - сепарации. Согласно

Рипли, сепарация - это разделение "субъекта" Великого Делания на масло и

воду. Совершает сепарацию не алхимик, а сам Господь Бог; это означает,

по-видимому, что алхимик просто оставлял растворенный материал в сосуде,

пока тот не претерпит упомянутое разделение. Целью этого процесса являлось

разложение алхимического сырья на исходные компоненты - либо на четыре

первоэлемента, либо, согласно раннесредневековой теории, на ртуть и серу.

Ртуть и сера вместе взятые сочетали в себе четыре базовых качества, на

которых, в свою очередь, основывались четыре первоэлемента. Сера,

соответствовавшая аристотелевским дымообразным испарениям, была горячей и

сухой, а ртуть как парообразные испарения - холодной и влажной. Горючая

сера заключала в себе элемент Огня (горячего и сухого), а жидкая ртуть -

элемент Воды (холодной и влажной). Отсюда происходит утверждение о том,

что Философский Камень состоит из огня и воды. В поздней алхимии сепарация

означала расщепление сырья на ртуть, серу и соль, или на дух, душу и тело.

Независимо от того, сколько компонентов должно было получиться в

результате сепарации -два, три или четыре, - целью ее являлось дальнейшее

очищение материала и приближение еще на один шаг к Первоматерии путем

возврата к базовым элементам. Прежде чем приступить к Великому Деланию,

алхимик ощущал себя цельной личностью; и завершиться Делание также должно

было совершенной целостностью Философского Камня. Однако в процессе работы

он исследовал первопричины своего поведения и тем самым разрушал чувство

своей цельности; при этом ему могло казаться, будто его разрубают на части

или разрывают на клочки: Т. Э. Лоуренс в "Семи столпах мудрости" описывает

это состояние. Оно наступало как следствие презрения к себе в сочетании с

физическим истощением; кроме того, Лоуренс также стал объектом

садистического сексуального "воспитания" (аркан Таро Башня). В какой-то

момент он почувствовал, что "распадается на части". Тело его (которое

алхимик назвал бы солью) продолжало ехать по своим делам верхом