Ричард Кавендиш

Учебник чёрной магии

обещал спасти человечество, но не спас; который

обещался явиться в славе, во не явился; который обещал заступиться за

людей перед Отцом, но не заступился. Докр возглашает, что своей властью

священника он сейчас принудит этого беспомощного Царя и трусливого Бога

снизойти в просфору, а затем накажет его, осквернив его тело.

Слушатели корчатся и истерически визжат. Докр освящает просфору и

оскверняет ее семяизвержением, а затем швыряет на пол. Сатанисты хватают

ее, рыча, разрывают на куски и жуют. Потрясенный Дюрталь увидел, как Докр,

"исходя яростью, жевал освященные просфоры, затем выплевывал их, хлестал

ими свое тело и раздавал их женщинам, а те, завывая, принимались топтать

их ногами и, пытаясь добраться до гостии и надругаться над нею,

спотыкались и падали друг на друга". Затем качалась отвратительная оргия;

Дюрталю стал" дурно, и он незаметно ускользнул.

В этом описании отчетливо выразилось типичное для сатанистов (а также

встречающееся в ведьмовских культах) убеждение в том, что Христос - это

ложный бог, сбежавший на небеса и пребывающий там в безопасности и

блаженстве, ничуть не заботясь о человечестве. Это представление связано с

древним гностическим учением о том, что Бог далек от людей, а земной мир

находит" под властью Дьявола. Христианство - лживая, мошенническая

религия, а церкви-торговцы шарлатанским снадобьем.

Прототипом каноника Докра послужил отец Луи Ван Хакке, капеллан церкви

Крови Христовой в Брюгге. Гюисманс считал, что Ван Хакке - сатанист и что

он заманивает в свои сети молодых людей, совращает их и. посвящает в тайны

черной магии. Ходили слухи, что этот капеллан вытатуировал на подошвах

кресты, чтобы постоянно попирать ногами символ Христа. По ночам его мучили

кошмары; он вскакивал с постели, зажигал все светильники в доме, изрыгал

дьявольские проклятия и учинял чудовищное надругательство над освященными

просфорами. Аббат Буллен, которого Гюисманс обожал, также фигурирует в

романе "Там, внизу"; он послужил прототипом гораздо более симпатичного

персонажа - доктора Иоганна.

Черная месса чаще встречается на страницах мистических триллеров, чем в

реальной жизни, однако время от времени попадаются и документальные

свидетельства подобных ритуалов. В 1889 году газета "Ле Матен" опубликовала

рассказ некоего журналиста, который сперва написал статью, ставившую под

сомнение реальность черных месс, но затем получил приглашение на одну из

таких церемоний. К месту сатанистского сборища его доставили с завязанными

глазами.