Ричард Кавендиш

Учебник чёрной магии

табличек в гробницах и храмах Греции, Малой Азии и

Италии. На одной из них написано, к примеру: "Как холодеет этот свинец, так

пусть и он похолодеет". Иногда имя протыкали гвоздем, чтобы пронзить тело

врага: "Я вбиваю гвоздь в это имя - в него самого". Многие такие проклятия

относятся к судебным процессам: имя противника на суде зарывали в землю,

дабы "связать" его язык -лишить его красноречия. Другие проклятия

предназначались для того, чтобы поразить врага болезнью: "Я посылаю на

Аристона перемежающуюся лихорадку, чтобы он умер"*.

Одним из первых детищ магической теории имен стало понятие "истинного"

имени. Если бы всякий человек подвергался магическому воздействию просто

при употреблении его имени, то жизнь стала бы чересчур опасной; поскольку

же на самом деле ничего подобного не происходило, то было очевидно, что

знание имени еще не дает человеку магической власти над носителем этого

имени. Чтобы объяснить это противоречие, стали считать, что обычные

названия вещей - это всего лишь. удобные условные обозначения. А подлинная

сущность? предмета или человека содержится в его "истинном"' имени,

которое окутано тайной.

Во многих первобытных обществах каждому человеку дают два имени. Одно

употребляется в повседневной жизни, а второе, истинное, хранится в тайне.

Иногда доходит до того, что истинного имени не знает сам его носитель:

мать один-единственный раз называет это имя на ухо новорожденному

младенцу. Если колдун узнает истинное имя человека, он может убить его - к

примеру, выложить это имя на земле из листьев или соломинок, а затем сжечь

или разбросать их. Как только огонь обратит имя в золу, как только ветер

унесет его, жертва начинает быстро слабеть и вскоре умирает. Истинное имя

человека - это его сущность; как только его уничтожат, гибнет и человек.

Истинные имена богов, ангелов и демонов также хранились в тайне - по той

же причине. Плутарх писал, что в древние времена имя бога-хранителя Рима

тщательно скрывали. Было запрещено задавать вопросы об имени этого божества

и о прочих его характеристиках (даже о том, какого оно пола): видимо,

римляне боялись, что враги отнимут у бога силу или колдовством переманят

его на свою сторону, если узнают его имя. В Откровении Иоанна всадник на

белом коне, названный "Верным и Истинным", имеет и другое, подлинное имя:

"Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим; Он имел имя

написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого".

Ангел, посетивший Маноя, отца Самсона, отказался