Ричард Кавендиш

Учебник чёрной магии

подобно луне на ночном небосводе, обращая всю тьму в серебро. С

этого момента начинается третья и последняя основная стадия Великого

Делания, ведущая к рубедо - красной заре, возвещающей восход солнца во

всем его великолепии и ослепительный свет нового дня.

Получив Белый Камень, алхимик переходит к этапу цибации

("вскармливания"): материал в сосуде "умеренно питают молоком и мясом".

Взращивание эмбриона Камня уподобляется вскармливанию младенца; не

исключено, что на данном этапе все-таки полагалось добавлять в сосуд новые

вещества, хотя утверждать с уверенностью это невозможно. Герхард Дорн,

ученик Парацельса, советовал на поздних этапах Делания вносить различные

добавки, в том числе человеческую кровь, чистотел и мед. Кровь должна была

насытить Камень жизненной силой. Чистотел наделял его весельем м хорошим

настроением, ибо считалось, что это растение исцеляет от куриной слепоты, а

по аналогии - и от меланхолии, от "потемок" угрюмости. Мед символизировал

радости жизни, а также служил консервантом. Вплоть до относительно

недавнего времени это было единственное вещество, использовавшееся как

источник сладости. А в древние времена мед использовали дня бальзамирования

тел покойников, ибо он препятствовал гниению. Дорн утверждает, что мед-

сладость бытия - может при некоторых обстоятельствах превратиться в

смертельный яд, но чистотел, дарующий ясное зрение, по-видимому, служил в

этом случае противоядием.

Химические и психологические аспекты завершающих процессов Великого

Делаиия, от сублимации до проекции, легче рассматривать по отдельности. В

ходе этих процессов алхимик постепенно снабжал "растущий" Камень

качествами, которыми тот должен будет обладать в итоге Делания, -

абсолютной чистотой и стабильностью, способностью превращать неблагородные

металлы в золото, а также способностью многократно умножать вес

неблагородных металлов. Стадия сублимации представляла собой очищение.

Твердое вещество в сосуде нагревали до тех пор, пока оно не испарялось;

испарения быстро охлаждали и снова конденсировали до твердого состояния.

Этот процесс повторялся несколько раз, и символами его, как правило,

служили голуби, лебеди и прочие птицы, имеющие обыкновение то взлетать к

небесам, то снова садиться. Целью сублимации было избавление тела Камня от

грязи, в которой тот рождался при путрефакции. С этой целью материал

превращали в испарения (дух), осадок выбрасывали, а "дух" снова

трансформировали в тело. Солидификация паров