Ричард Кавендиш

Учебник чёрной магии

Это первозданное тело Он основал на тройственном союзе ртути, серы и соли,

и таковы три субстанции, из которых состоит совершенное тело. Ибо они

образуют все, что состоит из четырех элементов, и содержат в себе все силы

и свойства бренных вещей. В них заключены день и ночь, тепло и холод,

камень и плод и все прочее, еще не имеющее формы *". Попытки примирить

четверицу (четыре первоэлемента) с троицей (ртуть, сера и соль) и двоицей

(пары противоположностей - день и ночь, и т. д.) и преобразить все это в

единицу (Философский Камень) были одним из главных занятий алхимиков

позднего периода.

Таким образом, в теорию алхимии включилась идея троичности материи,

соотносящаяся с божественной Троицей и с тройственной природой человека.

Три части, из которых, по этой классификации, состоит человек, - это тело,

душа (чувства, желания, природные склонности и устремления) и дух (высшие

способности разума - вдохновение, воображение, прозрения, совесть и

способность выносить нравственные суждения). Во всяком металле соль - это

тело, инертное, пассивное, женское начало. Огненная сера - это душа

металла, соответствующая пылким страстям человека и обладающая мужской

природой. А ртуть соединяет и примиряет противоположные друг другу серу и

соль; ртуть двупола и соответствует духу человека, посредством которого

веления души преобразуются в деяния тела. Эта концепция представляла собой

возврат к гораздо более древнему троичному делению человеческой природы на

тело (эквивалент "связующей пневмы" стоиков), душу (страсти и желания,

"животная пневма") и дух ("разумная пневма" или, во вселенском масштабе,

Логос Иоанна-евангелиста, Словом Божиим, которое также считалось Мыслью

Божией; ср. сефирот Хокма и Бина в Каббале). Согласно теории нисхождения

человеческой души на землю через небесные сферы, дух сокрыт внутри души.

Вырвавшись на свободу после смерти человека, дух сбрасывает с себя слой за

слоем все внешние оболочки, в конце концов освобождаясь не только от тела,

но и от души, и воссоединяется с Богом.

Подобно каббалистам, гностики и приверженцы мистических культов вовсе не

считали смерть необходимым условием для соединения человека с божеством.

"Спасенные светом Твоим,- гласит гностическая молитва, - возрадуемся мы,

что Ты явил Себя нам в совершенстве, возрадуемся мы, что Ты сделал нас

богами еще при жизни, позволив узреть Тебя *". В мистериях Митры

посвящаемый восходил на семь ступеней, минуя семь ворот; тем самым он

подражал восхождению души через