Ричард Кавендиш

Учебник чёрной магии

огни и Дьявол восклицал: "Мехлет, мехлет!", - мужчины совокуплялись

с женщинами "по-собачьи". Дьявол раздавал участникам шабаша колдовские

порошки и мази, при помощи которых ведьмы затем причиняли вред людям и

скоту. Он велел своим прислужникам вредить добрым христианам по мере сил,

в церкви поклоняться ему, а не Христу, и ни в коем случае не глотать хлеб

причастия. На один из шабашей кто-то принес священную просфору, и все

ведьмы топтали ее ногами *.

В различных местностях порядок следования ритуалов на шабаше был

различным. Но, как правило, шабаш начинался с церемонии, в ходе которой

ведьмы клялись Дьяволу в верности. Согласно трактату Гваццо "Compendium

Maleficarum" (1626), ведьмы разводили костер, а Дьявол в облике козла или

пса восседал на троне. "...И они приближались к нему и воздавали ему

почести, но всякий раз на различный манер. Иногда они становились перед

ним на колени, словно просители, иногда поворачивались к нему спиной, а

иногда вскидывали ноги так высоко, что подбородки у них задирались к небу.

Повернувшись к нему спиной и пятясь задом, точно раки, они касались его

руками, сложенными за спиной в молитвенном жесте. Говоря с ним, они

опускали голову и смотрели в землю; и много еще делали они всяких вещей на

манер, совершенно чуждый обычаям прочих людей **".

Затем они подходили к Дьяволу со свечами и совершали непристойный

поцелуй.

Далее следовал ритуал посвящения новых членов секты; ведьмы представляли

Дьяволу своих детей, и он иногда совершал над ними обряд сатанинского

крещения, а иногда сочетал браком ведьму с ведьмаком. После этого ведьмы

садились пировать. Затем начинались танцы, переходившие в оргию, к которой

присоединялся сам Дьявол. По-видимому, он удостаивал внимания всех - или

почти всех - участниц шабаша. В некоторых случаях оргия сменялась

религиозным обрядом - пародией на католическую мессу. Затем ведьмы

отчитывались за совершенное зло, и наконец Дьявол отпускал их по домам.

В описаниях шабаша повторяются многие детали, ранее встречавшиеся среди

обвинений, которые выдвигали против дьяволопоклонников-еретиков: ночные

сборища, явление Дьявола в облике человека, кота, пса или козла,

непристойный поцелуй, отречение от христианской веры, детоубийство,

пиршество и оргия в темноте. Роднила ведьм с более ранним сектами и особая

ненависть к таинству причастия, истоки которой лежали в отрицании права

церкви на роль посредника между Богом и человеком. Во время причастия хлеб

и вино пресуществлялись в плоть и кровь Христову,