Ричард Кавендиш

Учебник чёрной магии

касается таких мелочей, недостойных внимания божества, как различные

неприятности и болезни, то первобытные люди возлагали за них

ответственность на злых духов, менее могущественных, чем боги, но гораздо

более многочисленных.

Древние евреи верили в самых разнообразных сверхъестественных существ,

способных причинять зло. Сам Иегова изначально считался лишь одним из

множества богов. Пророки Иеговы осуждали других богов (которым поклонялись

соседние племена) и воспринимали их, по сути, как злых духов, враждебных

Иегове и Его избранному народу. Точно так же ранние христиане не отрицали

существования языческих богов, но утверждали, что это вполне реальные злые

духи - демоны.

На смену древнейшему представлению об Иегове как одном из множества богов

пришла вера в то, что Он является единым Богом, единственным творцом мира и

всего сущего в нем, как сказано в Книге Бытие. Из этого следовал логический

вывод о том, что Иегова - источник не только добра, но и зла; так, в Книге

пророка Амоса мы читаем: "Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь

попустил бы?" (3:6). Аналогичная точка зрения отражена в Книге пророка

Исайи: "Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я,

Господь, делаю все это" (45:7). Вера в то, что зло сотворено Богом,

сохранилась и в учении каббалы, где злые силы представлены как отбросы или

излишки от творения сефирот - эманации Бога. Таким образом, можно

утверждать, что в иудаистской традиции - по сравнению с христианской - роль

Дьявола довольно скромна, поскольку потребность верить в сверхъестественную

злую силу возникает лишь тогда, когда Бог считается всецело благим.

В Ветхом Завете Иегова часто причиняет людям зло, действуя при этом без

всяких посредников. Так, разгневавшись на израильтян, он внушает Давиду

мысль о проведении переписи - лишь для того, чтобы затем наказать народ

Израиля за это преступление, послав мор, который уничтожил семьдесят тысяч

человек. Но иногда Иегова прибегает к посредничеству подчиненных Ему

духов. Разгневавшись на царя Ахава, Он обращается к воинству небесному с

вопросом: "...кто склонил бы Ахава, чтобы он пошел и пал в Рамофе

Галаадском?" Небесные духи начинают спорить между собой, и наконец один из

них встает пред Иеговой и говорит: "...я склоню его... я выйду и сделаюсь

духом лживым в устах всех пророков его". Иегова соглашается - и Ахав

гибнет, доверившись лжепророкам.*

Кроме духов, прислуживавших Иегове (впоследствии превратившихся в ангелов

иудаистской и христианской